"Наша гостиная" представляет...
Вероника Родкевич, Нина Пономаренко


Часть вторая.
"Зеленые концерты: "Трусы от купальника - главный аксессуар для песни!"




- Предлагаю с южных воспоминаний вернуться к воспоминаниям более дальним. Наверняка, у каждого поклонника, неважно Валерия Леонтьева или другого певца, есть своя особая история с появлением кумира в их жизни. Как это произошло у вас?

Вероника Родкевич: О-о-о, это долгая история, но попробуем описать кратко...
80-е годы... Мама купила пластинку, потому как он ей нравился и я случайно увидела лицо на обложке конверта. Называлась пластинка "Ненаглядная сторона"... Это одно из первых воспоминаний.
Второе - это голос. Его я услышала, когда попала в больницу - я сидела в темном холле, а девочки из старшей группы включили магнитофон. Тогда я услышала голос, который пел

"Город качнулся от зимы ледяной,
вдруг ярким стал как на открытке цветной..."

Но тогда, я еще никак не связывала ту пластинку и этого певца.
И только потом, когда я увидела его по телевизору, я наконец поняла, что этот дядя на обложке, тот голос в больнице и артист на экране - это один и тот же человек... Так я влюбилась в Валерия Леонтьева...
А потом пришло время и я поняла, что самое большое мое желание, это сходить на его концерт. И с этим желанием я жила, наверно, еще года три, так как у меня не было такой возможности, да и вообще, на его концерты было нереально достать билет - они распространялись по разным предприятиям, заводам, отделам... Ну а потом все же свершилось - 3-го декабря 88-го года я попала на его выступление! Мне достали билет через знакомых - третий ряд, партер, середина. Правда, я шла на концерт, чтобы успокоится - вот, люблю такого прекрасного артиста, послушаю и успокоюсь. Но, не получилось - вместо покоя в душе с тех пор хаос смешанных чувств! (улыбается)

Нина Пономаренко: Ну а у меня, в отличии от Веры не было никаких откровений, никаких ярких эмоций - просто он как-то во все времена был у меня в душе, мне нравился его голос, его песни... И не называла я его "Самый мой любимый и дорогой", пока не попала на концерт. Было это в Харькове - я там училась и он как раз приехал туда на пять дней.
Я купила билет на один-единственный концерт, и не на третий ряд, как у Веры, а на тридцать третий (смеется)! В общем просто хотела прийти и послушать. Ну и пришла - в огромный Дворец спорта, а по дороге купила большущий букет моих любимых тюльпанов. Он был таким огромным, что когда я шла с ним по проходу, то чуть не навернулась - перед самой сценой угодила в какую-то дырку или яму! Но все же я протянула ему цветы и тут же почувствовала, что куда-то улетаю - он взял меня за руки, пожал сверху и сказал "Осторожней...".
А когда я подняла свои глаза и увидела, какие глаза на меня смотрят, то я просто в них утонула! Ну и естественно, на следующий день, как только открылись кассы, я понеслась и купила билеты на все остальные концерты, а потом не прошло и месяца, как я уже поехала в Белгород, в Москву, на Юг и так далее...



- А историю вашего совместного знакомства поведаете? Где это произошло?

Нина Пономаренко: А это уже было в 91-м. В то время не было Интернета и все знакомились через журнал "Эстрада и Цирк" - там публиковались колонки с объявлениями о поиске единомышленников. И Вера тогда написала всем, кроме меня и потому мы познакомились только уже в кассах "Октябрьского" зала.
У меня был лишний билет, а в кассе их уже не было и я стояла и думала - как бы мне найти человека, который сидел бы со мной рядом и делил мои эмоции... И тут подходит Вера, осторожно смотрит на меня и спрашивает: "У Вас есть лишний билет?".
На что я ей задала вопрос, который нормального человека ввел бы в шок! Я спросила у нее: "Ты орешь???!". На что она, конечно сообщила "Да ору, и очень громко!" (смеется) Ну и я продала ей этот билет и мы побежали в зал!
И надо сказать, что в тот день мы с ней орали так, что на "Ярмарках" Валера пришел к нам на 20-й ряд! Так мы и познакомились...

- Здорово, красочное воспоминание! А вообще, когда начались эти поездки, гастрольные маршруты... В 90-х не было интернет-сайтов с графиком гастролей, однако, знаю, что Вы уже и тогда колесили по городам и весям...

Нина Пономаренко: Да, узнавать график было сложно! У нас в Москве живет золотая женщина Валентина Николаевна Федотова, которая была немного знакома с людьми из его коллектива и подсказывала нам - где, что и когда. Например, говорила, что Валера едет в Волгоград - мы тут же обзванивали справочные, узнавали телефоны всех концертных площадок в городе и выискивали ту, где будет проходить концерт...
А активно ездить на гастроли мы начали где-то с 92-го года - когда стали учиться в институте, когда появилась возможность где-то подработать... Вот тогда и появилось это сумасшествие! (смеются)





- Следующий вопрос будет как раз в тему. Поскольку я сам поклонник гастролирующий, то частенько вижу в глазах друзей и знакомых некоторое удивление - как можно смотреть столько раз подряд одну и ту же программу! У вас не спрашивали подобного и как вы обычно отвечаете?

Вероника Родкевич: О чем ты говоришь! Нас Валера спрашивает, как можно смотреть одну и ту же программу столько лет! (смеется) И ведь, все равно, в этом есть какой-то кайф. Когда смотришь несколько дней подряд концерт, то возникает такой же интерес, как перед детской картинкой "Найдите 10 отличий". И каждый раз отмечаешь какие-то нюансы, которых, допустим, вчера не было...

Нина Пономаренко: И потом, они ведь не одинаковые - у него так не бывает, у каждого концерта свое настроение. Они могут быть одинаковые по песням, но по характеру, по настроению - никогда! Хотя, конечно, у нас был момент, когда мы хотели новых песен - постоянно ходили, говорили ему о том, что много старых... А он нам: "Девушки, но ведь это вы их слышали! Это вы смотрите концерт в 128-й раз, а люди-то нет!". А мы не понимали, и пытались убедить, что и другие зрители ждут новых. А потом, как-то, сходили в Питере на концерт Бориса Моисеева - просто как рядовые зрители, мы ж не его поклонники. И когда мы сидели в зале - поймали себя на том, что нам от него новых песен не надо! Мы хотели слушать только те, которые мы уже знаем. И тогда-то я поняла - а чего мы от Валеры требуем новых песен, ведь на его концерте не только мы, не только поклонники... Если человек - просто зритель, которых в зале, наверное, почти пятьдесят процентов... Хотя, может быть, сейчас уже больше тех, кто пришел на концерт во второй, третий, пятый раз, а значит тоже является поклонником... А такая публика любит его и любую песню вопримет на ура. Тем более, мы доверяем его вкусу, его интуиции, которая практически никогда не подводила.



- Знаю, что в таких гастрольных маршрутах иногда бывает довольно непросто попасть в следующий город. Артиста отправляют самолетом, а вот едущие за ним поклонники могут и не успеть... Не бывало таких проколов?

Вероника Родкевич: К сожалению бывало, но гораздо чаще случалось так, что он, увидев нас в следующем городе, просто обалдевал - как же мы успели добраться!
Бывало и так, что нам приходилось ехать с четярьми-пятью пересадками - на машинах, на такси... Никогда не забуду путь из Воронежа в Саратов, когда мы мчались на попутках через какие-то колхозные поля и я до сих пор никак не могу найти этих мест на карте, потому как их там просто нет! Но, тем не менее, на концерт мы успели и получили такой кайф, что не расскажешь и не опишешь!

Нина Пономаренко: А как мы добирались обратно домой после концертов - это отдельная история! Мы были очень бедные люди (улыбается) и один раз, уезжая из Костромы, как всегда, решили съэкономить. Думаем - как бы так подешевле уехать, а вот сядем-ка мы на электричку, которая идет на самое дальнее расстояние от Костромы! И такая электричка нашлась и шла она до станции Пищалкино. Ну мы, недолго думая, сели, поехали. Прибыли в Пищалкино - там стоит маленький домик вроде кассы, где мы и выяснили, что никаких поездов здесь не останавливается и никаких электричек обратно уже не будет. Ну мы пригорюнились, думаем, чего делать - видим, стоит товарняк. Подошли к машинисту, спросили куда он едет. Мужик отвечает "В Санково!". А нам как раз говорили, что, мол, вам надо доехать, до Санково, а там вы уже почти дома. Ну, и в результате мы упросили мужичка взять нас с собой, он дал добро и мы поехали домой на паровозе! Вот такая история...

- А что за история была с пригородными билетами - вроде как, вы их не покупали, а...

Вероника Родкевич: Рисовали! Да, мы их рисовали! (смеется) Там была целая технология - брали мы билет в одну сторону, потом бритвочкой аккуратно подтирали зону, затем цену и черным маркером вписывали нужные цифры! У нас был большой специалист по этому делу - Наташа из Малой Вишеры, которая все это нам делала. Потом этот билет давался контролеру - а у них же и в голове не было, что их можно подделать, и в результате мы спокойно ехали на электричке на концерт!

Нина Пономаренко: Причем, с поездами было то же самое! Они же раньше выписывались вручную, а не на компьютере, только сверху компостером ставилось число. Ну и мы булавочкой это число перебивали на другое, нужное нам, и всей компанией лезли в вагон! Причем, проводник удивленно кричал - "Я не понимаю, откуда народ - у меня же нет мест!". Но мы все равно усаживались потеснее и ехали, например, до Твери, поскольку билет был до Твери. Когда же мы доезжали (а нам нужно было дальше), то делали вид, что спим, в то время как проводник носился по вагону и кричал "Кто едет до Твери - выходите, я знаю, что кто-то должен выйти!". Но мы усиленно "спали" и в итоге все же добирались до нужной станции.



- Вот это да! Отважные поклонницы! А я вот слышал, что в начале 90-х фанаты певца разделялись на две враждующие группы и каждая стремилась получить как можно больше внимания кумира. Вы участвовали в этих войнах или были сами по себе?

Вероника Родкевич: Нас пытались втянуть в это дело, но, к счастью, у них не получилось. Первое время мы даже не знали, что бывают такие поклонники, пока не приехали в Москву... Там нам рассказали про группу под названием "Шпионки" и вскоре мы пересеклись. Это было в концертном зале "Россия" в 91-м году - нам сразу дали понять, что мы здесь лишние, что мы им не нравимся... Может, показалось, что Валера как-то оказывает нам больше внимания на концертах... Не знаю, что там они навыдумывали, но нам пообещали, грубо говоря, набить морду. К счастью, все обошлось хорошо. А потом еще мы решили сходить к его дому. И как только подошли, на нашем пути тут же вырос молодой человек, который сказал: "Так, стоп! Вы кто, куда и зачем - тут все занято!". В общем, мы поняли, что чужаков здесь не потерпят, что нам лучше здесь не появляться... Хотя сильно мы и не рвались туда, хотели просто посмотреть...

Нина Пономаренко: А потом, чуть позже мы пересеклись с ними на гастролях в Белоруссии - это было первое наше турне. Вообще, самый кайф мы испытали именно тогда, когда две недели мы не вылезали из этих городов, этих концертов и другого мира просто не существовало!... И вот тогда поехали мы, поехали москвички и Валерин коллектив уже стал нас различать. До этого мы были для них на одно лицо, может и для него тоже... И тогда в зале мы разделялись на две группы - они с одной стороны, а мы с другой. И вот однажды, был момент, который всколыхнул наши сердца - когда на "Ярмарках" (Валера в те годы тоже пел "Ярмарки") пройдя по залу, он остановился у центра, где стояли москвичи и спросил - "Петь будете?". Естественно, они закричали, что будут! На что мы из своего угла пропищали, что, вроде как, тоже непротив и... он посмотрел на них, обошел и побежал к нам! Ну что тут скажешь - сердца наши почти выпрыгивали из груди от счастья!

Вероника Родкевич: Но, что касается воин - то, спустя годы, мы не раз встречались на концертах с теми же "шпионками" и с тем мальчиком, который тогда выгнал нас со двора Валериного дома. И вся их агрессия куда-то ушла, теперь все хорошо, а все что было до этого, кажется уже детским лепетом...





- Хотел спросить еще о, так называемых, зеленых концертах. Наверняка в ваших поездках таких было немало - что запомнилось больше всего?

Нина Пономаренко: В этот раз, к сожалению, не было ничего необычного - хотя мы усиленно убеждали ребят сделать Оле Ломовой, которая все же ушла из балета, что-нибудь эдакое, смешное... Чтобы она запомнила на всю жизнь! Но, видимо, устали сильно - все же почти полтора месяца провели в туре...
Для нас самым запоминающимся "зеленым" концертом был последний концерт 20-го века. Было это в декабре 99-го года в Нижнем Новгороде и тогда они позеленили на славу! Дима Бычков выходил в черном чулке, изображая Марио, который тогда уже покинул коллектив. Когда на сцене появился этот "негр" мы сказали: "Вау, откуда здесь взялся Марио?!!", а уже потом разглядели, что это кто-то из балетных с чулком на голове выплясывает!
А когда на "Каждый хочет любить" выбежала Оля Ломова и Валера у нее спросил, как обычно, "Девушка, а у вас есть часы? А купальник?", то следом вынеслась Света Зайцева с будильником в одной руке и купальником в другой и вместе с Олей стали дружно пихать это все Валере! (смеется) А когда в конце песни выскочил Саша Богданович в солдатской шанели и с бутылкой шампанского, то Валера уже не мог сдерживаться от смеха! Причем "зеленили" тогда весь концерт - сначала на песне "Ураган Сюзанна" вышли девчонки в черных накидках, а потом внезапно скинули их и под ними оказались только купальники! И тогда у Валеры просто расширились глаза и он понял, что началась игра...

- А случалось наблюдать, чтобы и сам артист принимал участие в этих играх?

Вероника Родкевич: А он всегда по ходу дела участвует! Когда ему приволокли этот будильник и купальник, то он все это взял, обыграл... Потом пол-песни еще махал трусами от купальника, как вентилятором! (смеются) Ну и на "Кукарелле" он вначале выдавал какие-то оперные рулады, а потом вдруг "спохватился" - мол, что-то я не туда пошел... Так что, он в это дело сразу включается!



Нина Пономаренко: А бывают смешные моменты и без "зеленых концертов"! Никогда не забуду Смоленск и песню "Яблочное лето", когда Оля Ломова провалилась в свой стул вместе с балалайкой! (смеется) Самый прикол был в том, что ее бы никто и не заметил, если бы она не взвизгнула! И естественно все взоры обратились на нее! И что все увидели?! Стул, из которого торчат ноги и балалайка! Тут конечно, все легли - Валера еще до конца песни не мог прийти в себя и смеялся!...

Читать третью часть

Максим Яковлев, 2010
Фото автора, из личного архива наших гостей и из архива сайта "Дельтаплан"