Валерий ЗЕЛЯНИН "Мы все в душе немного рокеры"

3-го декабря звукорежиссер коллектива "Эхо" Валерий Зелянин отмечает свой 45-й День рождения. Отвлекать человека в праздник - дело неблагородное, поэтому мы встретились с ним накануне - в гастрольном туре. Беседа проходит прямо в концертном зале во время репетиции и пока без пяти минут именинник помешивает в простом пластиковом стаканчике дешевый растворимый кофе, я в очередной раз убеждаюсь - у совершенно незвездного артиста такая же незвездная труппа...



- Нда, видимо, неправду говорят, что "Чем круче звезда, тем навороченнее райдер" - за кулисами сегодня, смотрю, у вас с артистом накрыт общий стол, где только кофе да бутерброды. Небось, и в плане технического оснащения работаете без особых запросов?

Валерий Зелянин:А зачем? Чем проще требования, тем легче их выполнить. Можно, конечно, написать и пятое и десятое, но в результате это будет только мешать. А в плане технического райдера у нас есть огромный плюс. Валерий Яковлевич - певец старой закалки, и вырос в то время, когда еще не было оборудования, и прекрасно понимает, что если ты плохо поешь, аппаратура тут не причем. А он умеет петь и без аппаратуры. Так что никакого пафоса ни у него, ни у нас в райдере нет. А кофе здесь вроде ничего...

- Знаю, что до Валерия Леонтьева Вы работали с Игорем Сарухановым, а до этого с покойным ныне Гараняном, группой "Маша и медведи" и так далее. Отличается ли Валерий Яковлевич от вышеназванных артистов - по отношению к коллективу, к зрителям, вообще к работе...

Валерий Зелянин:Не могу пожаловаться, что мне не везло с артистами. И Гаранян, и Бабкина и Пенкин и все остальные с кем я работал относились к своему делу довольно серьезно. Хотя, в отношении коллектива, поклонников и своего творчества наш Валера вне конкуренции - это я говорю совершенно честно. А вообще, если честно, когда меня пригласили к нему, то я шел с опаской - все же такая звезда, такой уровень... Думал первые дни буду прятаться от него за пультом (смеется)... Но он оказался большой молодец - отношения внутри коллектива сумел построить очень хорошие, как относится к зрителям - сами видите на концертах. То есть, в этом плане многие наши артисты могли бы у него поучиться. А если быть точным - 99% наших звезд.




- Ну, у этих 99% вообще все по-другому. Даже гастрольного графика-то толком нет. Наши поклонники недавно решили провести исследование, полазили по сайтам других артистов и поискали расписание гастролей. Оказалось, что, допустим, у Билана 3 концерта в месяц, у Лазарева 4, а Басков практически все время убивает на съемки в передачах. По стране колесят лишь Лепс, Стас Михайлов и наш Валерий Яковлевич. Вы, кстати, не устаете от такого напряженного тура - ведь, тот же Саруханов, наверняка, выступал пореже...

Валерий Зелянин:Нет, такой график меня устраивает. И потом, с теми, кто не работает турами было гораздо сложнее. Получается, у тебя выбито из жизни три дня, а ты отработал всего лишь один концерт! Остальное время ушло на переезды из дома и домой. А тут все на поток поставлено. И плюс это и от Валеры, наверное, зависит - если он приезжает в страну из Майами, то чего тут штаны-то просиживать. Тем более, он востребованнее всех этих артистов, он, как говорится, другого "звездного эшелона". У других ведь как - два концерта в месяц - это мы плотно работаем, четыре - это уже супер-тур, а если шесть - то вообще трудимся наизнос! (смеется)

- Скажите, а сколько нужно трудиться и учиться, чтобы стоять за этим пультом? Со стороны обывателя, кажется, легче научиться говорить на японском, чем изучить грамоту этих ручек, кнопочек и переходничков...

Валерий Зелянин:Ну, у нас только до недавнего времени начали учить этому делу. Раньше такого не было. Раньше в звукорежиссеры брали людей, которые дружили с паяльником и могли что-нибудь спаять (улыбается). И сегодня, бывает, подходят старые музыканты и говорят "А, спаяй-ка нам вот это и вот это...". И потом сильно удивляются, когда узнают, что я паять-то не умею! Я ведь вообще-то изначально учился на скрипача, а потом как-то жизнь привела к звукорежиссерскому пульту. Первый раз сел за него еще в армии - я тогда служил в ансамбле "Песни и пляски" Тихоокеанского флота и решил схалявничать - думаю, вот клева, ничего не надо делать, только ручки себе крути! А оказалось, что это попадалово на полную катушку! (смеется). Приезжали с гастролей и меня сразу на 30 суток сажали под арест - ведь, если танцоры пнут микрофон, а ты не успеваешь убрать ручку громкости, то все - два наряда вне очереди обеспечены!

- И втянулись же, назло нарядам и арестам!...

Валерий Зелянин:Я всегда тянулся к интересному, а здесь было очень интересно. Совсем плотно звуккорежиссурой я занялся в середине 90-х. Сначала работали на радио - клепали рекламные ролики для эфира. Потом разжились чуть-чуть деньгами и купили студию - много работали на американцев, делали им озвучку для компьютерных игр. Весь звук писался у нас в Самаре, затем все это отправляли в штаты и только потом под лейблом фирмы выходила готовая игрушка. Потом был опыт написания музыки к фильму - картина называлась "Медовый месяц". Это была кинокомедия и, несмотря на ее малобюджетность, сценарий был очень прикольный - о том, как пришли бандюки к деду на пасеку собирать дань, а дедок (такой старый партизан) достал из сарая старый пулемет и встретил их по-полной! И вот, на протяжении всего фильма была музыка, которую мы написали вместе с одним товарищем.



- Перейду к вопросам категории "Вы на концерте..."

Валерий Зелянин:(перебивает со смехом) Да, я хожу на все концерты Валерия Леонтьева!!!

- Ха, после этих слов большинство наших читательниц точно пожалеет, что не пошли учиться на звукорежиссера! Но я хотел спросить о другом. Ваше рабочее место находится прямо в эпицентре зрительских эмоций - крики, свист, аплодисменты, фанаты опять же шарфами размахивают... Каково это - ежедневно быть оглушенным?

Валерий Зелянин:А знаешь, совершенно спокойно! Я давно уже привык к этому. Хотя, конечно, бывают индивидуумы, которые кричат слишком громко и иногда их приходится отгонять... А так все нормально - я же на концерте сосредоточен на другом и все крики-вопли научился отфильтровывать. Мне же нужно слушать не их, а то, что происходит на сцене. Правда, у Валеры есть еще одно отличие от всех артистов - он никогда не показывает, что ему дискомфортно на сцене. Причем, когда я пришел, то специально спрашивал об этом, есть ли какие-то специальные знаки, которыми он обычно обменивается со звуковиком. Но он сразу ответил, что нет - мол, людям это неинтересно, они пришли послушать песни, а не смотреть, кто куда тычет пальцем или кто кому подмигивает... Что надо думать о зрителях, которые пришли получать удовольствие. Поэтому, я всегда слежу, как он двигается, как поет, как говорит - и сразу становится все понятно: если недослышит себя, то начинает "передавливать" звук, кричать, а если наоборот все слишком громко - то поет потише, где-то шепчет.. То есть, такие нюансы, за которыми надо следить, потому что все недоработки выясняются обычно только после концерта - где-то было хорошо, где-то не очень...




- А сам артист советуется с Вами по поводу репертуара? Допустим, перед сборным концертом - какую песню выбрать, ту или иную...?

Валерий Зелянин:Нет, как правило, здесь он сам все решает. Зависит же еще от того, что это за концерт, чему посвящен... Зато он всегда приходит к нам за советом по поводу новых вещей. Особенно когда идет процесс "обкатки" какой-то песни - тут он всегда обращается к коллективу за советом. Вот, например, последняя "А любовь жива" - сначала сделали один вариант, потом другой. Собрались, послушали - не зацепило. А потом мы с Валерой Долгиным предложили сделать проигрыш после второго куплета - в принципе в песне ничего сильно не изменилось, однако звучать она стала уже по-другому! И потом, Валеру волновал еще один момент - он же никогда не пел про эту тему, про разводы. Ну мы в шутку сказали, что когда-то надо начинать (улыбается). А вообще песня получилась хорошая и самое главное, форматная. На радио вот начали крутить уже вовсю...

- Судя по отзывам поклонников, песня пошла, что называется, в народ! Кстати, об отзывах. Недавно на нашем сайте фанаты описали довольно занимательную историю - вроде как Валерий Долгин был замечен на вокзале у киоска с шаурмой, продукцию которого пытался сосватать артисту. В связи с этим у многих возник один и тот же вопрос - чем же вас потчуют на гастролях, если вы вынуждены питаться столь сомнительной едой...

Валерий Зелянин:Ну насчет шаурмы могу сказать точно - у Долгина это было под настроение, захотел и купил. Он у нас экстремал в этом плане. А так, в поездах едим все, что продается в магазинах. Валере обычно Света Малашенко что-нибудь заранее покупает, а мы так - чего успели прихватить, то и взяли. В том числе и на вокзале.

- Но ведь там продается такая пища, которая, мягко говоря, противоестественна для желудка...

Валерий Зелянин:А у нас вообще работа противоестественная! Все с утра работают, а мы в ночь выходим (улыбается). И конечно наше питание нельзя назвать идеальным - ну что мы там в поезд можем с собой взять - дошираки-картошки-супы из пакетов... Единственное, из того же "Доширака" можно приготовить крем-суп...

- А вот это довольно интересно! Рецепт в студию!...

Валерий Зелянин:Тут все просто. Берешь "Доширак", строгаешь туда плавленный сыр (желательно. чтобы был помягче), добавляешь майонез, специи еще какие-нибудь и получается нормальный крем-суп! А там уже по вкусу - можно и колбасы добавить, мяса покрошить - в общем, каша из топора!


..... на этой кулинарной ноте наша беседа приостанавливается. На сцене Дворца Культуры появляется Народный Артист и начинается репетиция.
Продолжить интервью мы смогли спустя несколько дней, уже в Интернете. Заодно и новые вопросы появились.....



- Ну и как настроение перед Днем рождения? Все же практически юбилей - 45 лет...

Валерий Зелянин:А никакого настроения! (смеется) Хотя, конечно праздновать будем. Дело в том, что у нас в команде сразу три Дня рождения подряд - у меня, потом у Валерки Ранюка и у Влада Поздеева. И мы каждый год скидываемся втроем и "выставляем поляну" - в команде ведь все давно ждут!

- А как обычно проходит праздник - накрываете стол в гримерке или снимаете большой ресторан и гуляете до утра?

Валерий Зелянин:От случая к случаю получается. Помню, была ситуация в Баку, где я имел неосторожность пригласить всех к себе в номер. Представляешь - пятизвездночный отель, расфуфыренные аппартаменты - и эта толпа вся наелась, напилась и... ушла! А тарелки остались на мне (смеется). А в прошлом году отмечали во Львове - ресторанчик сняли и по-тихому, по-семейному посидели всем коллективом.



- А подарки как выбираете друг другу? Приходят коллеги и спрашивает "Валера, а чего бы тебе подарить"?

Валерий Зелянин:Нет, не приходят, но, конечно, без подарка не оставляют. Хотя, это ведь не главное - подарки я дома принимаю, в семейном кругу. Сын там чего-нибудь сделает, ужин с женой сварганим... А здесь главное повеселиться, отдохнуть - в общем, скрасить наш гастрольный быт! (улыбается)

- А Шеф как поздравляет?

Валерий Зелянин:Шеф всегда дарит деньгами! Сумму, конечно не буду называть, но приличная. Говорит, сами купите, чего хотите! В общем-то правильно - практично!

- Прежде чем перейти к вопросам, которые прислали наши читатели, спрошу о Вашем творчестве. Знаю, что в последнее время Вы с Владом Поздеевым, который также пришел в коллектив "Эхо" от Игоря Саруханова, пишите музыку. Я нашел в Интернете несколько композиций и, на мой взгляд, получились довольно интересные вещи. Какое у них будущее?

Валерий Зелянин:Если честно, мы и сами не знаем (улыбается). Делаем пока для себя - вот "выкинули" в Интернет, может кому понравится... Понимаешь, есть некий "творческий зуд" и нам хочется его реализовать. А во что это выльется - пока даже не загадываем. Может попробуем отдать на рингтоны, может еще куда...



- А когда успеваете сочинять и записывать?

Валерий Зелянин:А все между гастролями происходит. Есть время свободное - созвонились, сняли студию и поехали. Влад дома аранжировки пишет. Сейчас мы ему практически домашнюю студию сделали, чтобы меньше тратиться. Во всем мире так и происходит - весь материал пишется дома, а потом приходишь на большую студию и все это сводишь.

- Дай Бог, что все это творчество нашло своего слушателя. А у нас на очереди вопросы от поклонников. На днях в Интернете появилась информация о, якобы, готовящихся сольниках в Москве. Какой, на Ваш взгляд, столичный концертный зал может сегодня быть удобным как для артиста, так и для публики?

Валерий Зелянин:Для публики никакой. Есть конечно, "Крокус-холл", но с ним еще много вопросов - вроде зал неплохой, но опять же находится далеко. Кремль - это очень дорого. Будет дорогая аренда - будут дорогие билеты. "Олимпийский" слишком большой, слишком здоровый - там с акустикой проблемы почти всегда. Самый оптимальный был зал "Россия", но его уже давно нет и появится ли в Москве что-то подобное, никто не знает. А для нас, для артиста (если выбирать в плане звука), то удобными пока остаются "Крокус" и Кремль. Поживем - увидим.





- В начале нашей гастрольной беседы Вы рассказали о "кричащих" зрителях, которых приходится отгонять от пульта. А с благодарной публикой часто сталкиваетесь после концерта?

Валерий Зелянин:Да (с гордостью) такие люди бывают. Не скажу, что после каждого концерта, но подходят, говорят какие-то добрые слова. Я помню это. Не часто благодарят звукорежиссёра за хороший звук - обычно о нем вспоминают, когда случается какая то лажа. Среди звукорежиссёров даже ходит такая шутка:. "Концерт удался - артист молодец. Концерт провалился - звукачи козлы!" (смеется)

- Опять же вопрос о концерте. Кое-кому кажется, что в последнее время звук на концерте стал гораздо жестче, агрессивнее и мощнее. Это Ваш "почерк" или присутствует настроение артиста?

Валерий Зелянин:Тут всё в комплексе. И Валера и моё виденье концерта. Позволю себе раскрыть некоторые закулисные моменты.
Дело в том, что на концертах Валеры часто используется такая вещь как "плейбэк" - это некая часть инструментальных партий, записанных на компьютере. Они и воспроиводится с компьютера, который вы можете заметить у меня на пульте. Это делается по многим причинам. Во-первых - желание артиста донести как можно точнее тот инструментал, который был найден и записан в студии. А во-вторых - банальная экономия. Ведь если всё играть вживую, то количество музыкантов стоящих на сцене может увеличиться в разы. А то и на порядок!

В этом нет ничего зазорного и плохого, так делают и делали многие и не только у нас, а во всём мире. И Мадонна и Майкл Джексон. Ещё должен отметить такой момент, что концерт всегда отличается и будет отличаться от студийной записи, если, конечно, артист не работает под фанеру. Да, сейчас звучание стало немного жестче и агрессивнее. Если раньше до меня Андрей Крутой (которого я очень уважаю как профи и как просто человека) был сторонником выхолощенного звучания (чтобы в точь в точь как на пластинке), то я сторонник более живого звучания, ибо только живое исполнение по-настоящему передает динамику и настроение, которые заложены в музыке. Да, звучание сейчас стало немного даже роковым - у нас ведь в коллективе почти все в душе немного рокеры. Тот же Валерий Долгин или Володя Сысоев, с которым мы, кстати, играли в одной рок-группе, но в разное время... Да и сам Валера по манере пения и поведения на сцене больше рокер, нежели сладкоголосый попсярщик... Поэтому мне кажется, что с таким звучанием он выглядит ещё более выпуклым - многогранной и абсолютно отдельной планетой в нашем Шоу-бизнесе, к которой никто из наших артистов не может даже приблизиться...Я уж не говорю про то, чтобы быть просто рядом.
Этот звук может кому то и не нравиться. Но так сложилось во всём мире, что концерт и запись на пластинке - сильно разные вещи. Это было всегда и у всех. Смиритесь с этим фактом и получайте удовольствие от того, что Артист на концерте немного другой, чем в записи.

- Наших читателей также интересует Ваш гастрольный быт. Какой вид транспорта Вам нравится больше всего - самолеты, поезда, автобусы? И как коллектив коротает часы во время этих поездок?

Валерий Зелянин:Ничего необычного - делаем тоже самое, что и все пассажиры. Кто-то музыку в плеере слушает, кто-то спит, кто-то просто разгуливает по вагону.



А по поводу любимого вида транспорта - для меня лично важно, чтобы он был комфортным. А самолёт это, поезд или автобус - уже не суть важно, потому как транспорт и всё что с ним связано - это часть нашей профессии. А вообще, в коллективе у каждого свои предпочтения - одни за поезда, другие за автобусы. Например, Олечка Ломова панически боялась самолётов - каждый взлёт и посадка для неё становились испытанием на прочность. На неё просто жалко было смотреть - она сжималась в комок, держалась за руки коллег... Мы коллективом даже отпаивали её как -то коньяком. Эта история случилась с нами в туре на Дальнем Востоке, когда при посадке в Южно-Сахалинске у самолёта отказали тормоза... Экипажу все же удалось достойно посадил самолёт и никто из пассажиров ничего не заметил. Обо всем узнали только на выходе, когда увидели встречающие нас пожарные машины и кареты скорой помощи... Хотя. лично я насчет этих вещей спокоен и фаталистичен - то, что должно быть, оно случится... Но в своё время, не раньше (улыбается).

- И напоследок, наша традиция - пожелания гостя читателям сайта. Тем более, многие не раз замечали Вас в наших рядах, среди посетителей...

Валерий Зелянин:Это потому что на "Дельтаплане" всегда хорошая и приятная атмосфера, довольно вменяемые люди... Конечно, и здесь бывают клинические случаи, но администраторы быстренько с этим справляются и пресекают все это дело. На других фанатских сайтах, где я бываю, немного по-другому, но тем не менее - чего можно пожелать всем этим людям? Здоровья, удачи, любви - слушайте нас, любите нас, а мы всегда будем отвечать вам взаимностью!


Беседовал Максим Яковлев, 2010
Фото автора и из личного архива Валерия Зелянина
Специально для www.leontiev.com

Вместо p.s. Послушать композицию В.Зелянина и В.Поздеева "MOTIFF"


Внимание! Вы можете прочитать комментарии читателей на данный материал или оставить свой - смотреть/оставить комментарии

Комментарии читателей:

Оставить комментарий
Имя:*
E-mail:
Комментарий:*