Бриллиантовая россыпь любви в обрамлении золотой коллекции хитов
Премьера сайта - 2019
Юбилею народного артиста России
и 18-летию сайта «Дельтаплан»
посвящается
Валерий Леонтьев. Бриллиантовая россыпь любви в обрамлении золотой коллекции хитов.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О любви можно говорить по-разному:
кричать, шептать. А можно даже молчать.
Я предпочитаю петь…
В. Леонтьев
Вместо предисловия
Дорогие друзья! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность попытаться осознать любовь. Читая эту фразу, вы, наверное, удивитесь. Ведь обычно, человек стремится почувствовать любовь, испытать любовь, насладиться любовью. А здесь вам предлагают лишь ее осознать. Но на самом деле в таком предложении нет ничего необычного. Более того, именно в осознании любви проявляется вся полнота этого чарующего состояния. Для того, чтобы испытать столь интересные эмоции, мы с вами вместе попробуем проникнуть в глубину любви - в глубину этого великого человеческого чувства, поищем ее исток, удивимся разнообразию составляющих ее элементов и ее впечатляющей внутренней целостности. Но, самое главное, мы с вами попробуем прикоснуться к тайне удивительного творческого процесса – попробуем увидеть, как восприятие художником (в самом широком понимании этого слова) реалий жизни, эмоций любви и их глубокое переосмысление воплощаются в оригинальные, гармоничные и яркие по своим художественным и смысловым оттенкам произведения искусства. Это всё мы с вами проанализируем на примере творчества Валерия Леонтьева.
Но прежде чем мы перейдем к такому анализу, нам с вами нужно подобрать оптимальный символ любви. Такой символ, который позволил бы нам визуализировать любовь (т.е. наглядно ее себе представить) как уникальное психоэмоциональное состояние человека, имеющее в своей основе масштабное духовное начало, потенциал к гармоничному развитию и воплощению в совершенно конкретные, длительные отношения между людьми. В данном контексте нас будет интересовать лишь любовь между мужчиной и женщиной. Потому что это самое чарующее, самое загадочное таинство любви, предусмотренное Мирозданием. Поэтому очень важно осознать, и понять, как это таинство проникает в сферу высокопрофессионального человеческого творчества и отражается в его художественных результатах. По ходу этого повествования мы рассмотрим целый ряд интересных и даже впечатляющих примеров. Но для более конкретного понимания столь сложных процессов, происходящих в глубинах человеческих душ - нашим пульсирующим, разнообразным, эмоционально насыщенным, но все же хаотичным и абстрактным представлениям о любви нужно придать символичную, завершенную форму. Для наиболее объективной символичной ассоциации феномена любви с объектом материального мира, доступным человеческому зрению, вполне может быть использован бриллиант, который ассоциативно способен вместить в себя красоту, яркость, полноту и, можно даже сказать, одухотворенность любви как глубокого психологического переживания, испытываемого каждым человеком. Ведь именно бриллиант является самым твердым, самым красивым, самым дорогим и самым желанным драгоценным камнем в мире. Поэтому очень подходит для такой почетной миссии – быть символом любви, особенно с учетом некоторых нюансов. В частности, важно учитывать, что, говоря энциклопедическим языком, «бриллиант (от фр. brillant «блестящий, сверкающий») – это алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск».[1] Алмаз же – это природный минерал, кубическая аллотропная форма углерода. При нормальных условиях он метастабилен, то есть может существовать неограниченно долго. [2] Очевидно,что сам по себе (т.е. естественным путем, без специальной высокотехнологичной обработки) алмаз не может стать бриллиантом. Это абсолютно исключено. Другое дело, что алмаз как уникальный природный минерал имеет высокий потенциал к тому, чтобы «соприкасаясь» уже с человеческим талантом, профессионализмом и творчеством стать самым красивым, самым дорогим и самым желанным драгоценным камнем в мире, впечатляющим своим сиянием наш взор.
Итак, огранка алмаза – это длительный, высокотехнологичный процесс, требующий особых условий работы, современного дорогостоящего оборудования, профессионализма и ответственности специалистов, ее осуществляющих, их терпения, индивидуального творческого подхода и многое-многое другое. Процесс огранки включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий. Однако детализация этого процесса не входит в сферу наших интересов и ассоциаций. Поэтому нам важно обратить внимание лишь на два нюанса:
1. Специалисты по огранке ставят перед собой следующую основную задачу: вырезать из сырьевого алмаза бриллиант большего размера, удалив все дефекты, снижающие его стоимость. Выполнение данной задачи начинается уже с первой стадии процесса огранки – в начале огранщик детально рассматривает сырьевой алмаз с помощью увеличительных оптических приборов, анализируя исходный природный потенциал сырья, затем уже выполняет распиливание алмаза. Причем распиливание всегда должно осуществляться по направлению зерен. Непосредственно перед распиливанием алмаз с помощью разогретого клея крепится к держателю, установленному над пилой, имеющей тонкий, бронзовый резец. Но, важно учитывать, что сам резец распилить алмаз не способен. Это может сделать только сам алмаз. Поэтому лезвие резца покрывают особой смею, содержащей алмазную пыль с маслом. Только с помощью этого средства распиливание алмаза становится возможным.
2.При огранке (абсолютно на всех ее стадиях), все участвующие в этом процессе специалисты обязательно должны учитывать важнейшую особенность: огранка – это высокотехнологичный, кропотливый и творческий процесс. Даже если огранщик готов к этому процессу технически (обладает всеми необходимыми знаниями и навыками, в его распоряжении находится необходимое оборудование), но он не может «одухотворить» свою деятельность по огранке алмазов индивидуальностью своего личного творчества, то успешного результата от такой деятельности не будет. Потому что огранка – это, в первую очередь, уникальный творческий процесс человека.
Любопытный читатель вполне резонно может задаться вопросом: «Зачем вдруг в рамках данной статьи, посвященной теме любви, отражаемой в сфере искусства, анализировать столь детально процесс создания бриллиантов из природного алмазного сырья?» Что же, вопрос закономерный. Но только на первый взгляд. А первый взгляд, как известно, всегда поверхностный.
Дорогие друзья, мы с вами ищем достойный символ любви, а также хотим определить источник любви, который наделяет наши души этим волшебным, чарующим чувством и стимулирует каждого из нас к уникальному творческому процессу. Поэтому мы проводим такую сложную, информационно насыщенную аналогию, которая помогает постепенно расставить все точки над «i».
Итак, скорее всего, Мироздание, Природа, Высшая Сила, Бог (каждый из нас, с учетом особенностей своих личных убеждений может выбрать любой термин) помещает в нашу душу при рождении маленький «алмаз» любви, ценность которого мы начинаем осознавать лишь на определенном этапе своего взросления, вместе с осознанием своей индивидуальности и личной уникальности. Ведь человек – это не только (и не столько) биосоциальное существо, сколько особенное душевно-духовное творение. Например, в одном из интервью Валерий Леонтьев очень тонко идентифицировал это и так рассказал о своем личном подростковом опыте душевно-духовного осознания реальности и себя в ней: «С 13-летнего возраста, как я для себя полагаю, «проснулась» душа. До 13 лет, допустим, всё это было просто вместилищем для непроснувшегося сознания, или души, или биоэнергетического комплекса, как теперь принято говорить. А в 13 лет какой-то толчок произошел. С 13 лет я довольно отчетливо понял свою линию поведения и свои ощущения». [3] «С этого времени я начал более или менее упорядоченно помнить свою жизнь, свое состояние, свое перемещение, физические и духовные изменения, происходящие внутри меня. Для себя я определил этот возраст – возрастом вселения души. До этого у меня не было последовательной вереницы представлений о себе. Они просто отсутствовали. Были какие-то разрозненные воспоминания, лишенные логики, ничем не связанные отрывки из обрывков. Почему помнится не все? Я нашел объяснение в образе жизни моих родителей: отец был ветеринарным врачом, зоотехником, ездил за оленями. И мы всей семьей с ним… на Крайний Север, в какой-то леспромхоз или поселок. Я даже не знаю их названий. Мы не задерживались на одном месте больше чем на полгода и так все время кочевали: три месяца там, два там. Вот почему воспоминания носят фрагментарный характер. Переход на оседлый образ жизни совпал с моим тринадцатилетием, и я, наконец, услышал себя. Я стал личностью. Появился некий второй план моего «я», который существовал отдельно от реального человека, исправно посещавшего школу и выполнявшего положенные социальные функции – учиться, учиться и учиться, и обязательно помогать родителям. За вторым планом скрывался пласт предназначения, некий объем предзнания, который смутно мне подсказывал, давал интуитивную возможность почувствовать, что меня ждет какое-то особенное будущее». [4]
Эти довольно необычные и важные наблюдения артиста, которыми он столь искренне делится с широкой аудитории всех тех людей, которым не безразлична его деятельность, повествуют нам о богатом внутреннем мире этого человека, его стремлении к глубокому самопознанию и поиску стабильных духовных ориентиров. Такие качества личности, разумеется, заслуживают одобрения и высокой оценки. Ведь основная задача абсолютно каждого человека, прежде всего, созидать свою душу и осуществлять огранку своего личного «алмаза» любви, медленно, творчески превращая его в уникальный «бриллиант», вмещающий в себя любовь как идею, смысл и главную цель своей жизни. Ведь все мы получаем любовь из Вечности и возвращаем в Вечность в назначенный срок, но уже в преобразованном виде и в более масштабном количестве. И наша главная жизненная задача – научиться любить. Любить жизнь как нашу реальность, любить наших родителей – как людей, подаривших нам эту благословенную жизнь и нашу генетическую индивидуальность, любить наших супругов – как самых близких людей, с которыми нас физически и душевно связала Судьба, любить наших детей – которых мы обязаны воспитать достойными, нравственно чистыми членами общества, любить наших ближних (в самом широком понимании этого слова), потому что именно на это нас ориентирует Великий нравственный закон Мироздания.
В одном из интервью Валерий Леонтьев,например, особо подчеркнул, что «любовь – это форма существования, наверное, самая правильная для человека. … Это форма существования, наверное, единственно возможная». [5] Да, здесь очень емко выражено понимание любви как чувства в самом широком смысле, а не только в романтическом его преломлении. Это глубокое восприятие любви как смысла человеческой жизни. И это чрезвычайно ценно, когда популярный певец в обычном интервью, рассчитанном на массового зрителя, обращается к столь серьезным вопросам и тем самым, будучи медийной персоной, он очень изящно и профессионально обычной, стандартной беседе о жизни и творчестве вдруг придает еле уловимый, философский оттенок.
Вообще, эта мировоззренческая позиция артиста очень четко отражается в результатах его творчества на протяжении всех 47 лет карьеры. Обращаясь к зрительному залу в Кремлёвском Дворце во время своего юбилейного шоу 10 марта текущего года Валерий Леонтьев подчеркнул: «что бы я ни пел, любая песня так или иначе сводится к вечной теме – теме любви». [6] И, действительно, всегда, выходя на любую сценическую площадку и создавая свой индивидуальный мир образов, Валерий Яковлевич искренне сопереживает и сочувствует своему лирическому герою или, наоборот, радуется вместе с ним. Складывается впечатление, что артист вслед за Арсением Несмеловым, с полной уверенностью утверждает непреложную истину – «каждый хочет любить»! Но всякий раз, он делает это совершенно по-новому…
Поэтому давайте вместе обратимся к наиболее ярким, волнующим, драматичным и романтичным историям любви, отраженным в песнях народного артиста России. По сути эти сюжеты, представленные зрителю в талантливой художественной обработке, отражают реалии жизни с ее перипетиями, драматизмом, счастьем и надеждой на светлое будущее. Ведь именно здесь – в романтичных художественных образах и сокрыт бриллиант, символизирующий самое грандиозное из всех человеческих чувств. А нам, зрителям, важно не только увидеть своим духовным зрением эту драгоценность в глубинных смыслах искусства, но и суметь «одухотворить» свои души ее неповторимым светом, чтобы потом мы сами еще более вдохновенно и искренне могли бы делиться чувствами любви уже непосредственно с кругом наших близких людей - членами наших семей, родственниками, друзьями и коллегами. Итак, давайте постараемся очень внимательно всмотреться в каждую грань «бриллианта» любви, стремясь обнаружить и распознать источник удивительного сияния, которое все эти грани отражают.
I. «Все дороги прямые, все слова так чисты,
Всё на свете впервые, если влюбишься ты…»
«Все на свете впервые» (муз. Б. Ривчуна, стихи Б. Евгеньева и М. Сонина) - подлинное музыкально-художественное осмысление вдохновляющего чувства влюбленности. По сути, песня посвящена таинству - таинству момента зарождения в человеческой душе столь необычного романтического переживания и последующему состоянию совершенно необъяснимой с рациональной точки зрения «окрыленности» влюбленных людей. Образ юноши-романтика, столь правдиво создаваемый Валерием Леонтьевым при исполнении данной песни, впечатляет. Но впечатляет не только артистизм исполнения, впечатляют, прежде всего, предлагаемый стиль вокала, который позволяет певцу осуществить гармоничное проникновение в глубину музыкальной темы и в смысл поэтического содержания песни как целостного произведения, а также индивидуальные характеристики голоса Валерия Леонтьева как его профессионального инструмента: диапазон голоса, его сила, выразительность и тембральная окраска. Всё это предоставляет слушателям возможность в полной мере прочувствовать и даже в определенной степени разделить волнующие переживания героя песни.
Безусловно, импульс влюбленности близок каждому человеку. Сладостная волна переживания факта обретения родной души, родного человека способствует полному обновлению духовного и психоэмоционального мира любого из нас. Это вдохновляет, вселяет надежду, укрепляет и, в значительной степени, усиливает защитные силы организма. Влюбленный человек всегда готов бороться за свою любовь. Во имя своей «второй половинки» люди согласны преодолевать любые препятствия, противостоять любым внешним раздражителям, готовы кардинально изменить свою жизнь, род деятельности и круг общения. Любовь – один из сильнейших позитивных стимулов человека на его жизненном пути.
В юности романтические состояния имеют совершенно особый оттенок, отражая оптимистичность восприятия всего процесса бытия. Нас словно подпитывает естественный источник надежды, он способствует нашему духовному развитию и личностному росту, индивидуальному восприятию и осмыслению уникального жизненного процесса. Годы юности, окрашенные эмоциями влюбленности и особой мечтательности, свежи в памяти на протяжении всей последующей жизни. Поэтому так дороги сердцу лиричные песни, романтичные стихи, любовные романы и мелодрамы. Романтическое искусство словно колеблет струны души, аккуратно касаясь ее самых потаенных уголков.
В данном контексте важно отметить, что в условиях современности популярность эстрадной песни как направления сценического искусства неоспорима. Сегодня именно эта форма вокальной музыки наиболее востребована публикой. И это легко объяснить. Ведь именно песня как важнейший элемент современной массовой культуры способна в концентрированном виде вместить в себя очень важные для каждого человека духовные ценности и преподнести их в максимально доступной и понятной широкому кругу слушателей форме. Давая интервью Леониду Воеводину, Валерий Леонтьев совершенно правильно охарактеризовал тенденции развития жанра: «Если песня сегодня преобладает на концертной площадке, в отличие, например, от пятидесятых–шестидесятых годов, когда преобладал разговорный жанр, следовательно, у зрителя в этом есть какая-то необходимость, потребность – публика хочет слышать песни». [7] Издесь очень важно, чтобы песни были как содержательными по смыслу, так и гармоничными по форме – музыкально-поэтический рисунок песни должен быть логичен и обладать четко выраженной художественной ценностью. В репертуаре Валерия Леонтьева таких песен очень много. Такой результат его творческой деятельности обусловлен особыми профессиональными принципами звезды.
В частности, композитор Алексей Гарнизов, с которым артиста связывает длительное, плодотворное творческое сотрудничество и взаимопонимание однажды очень точно обозначил ключевой принцип формирования репертуара Валерия Леонтьева: «Он очень трепетно относится к стихам. Очень трепетно, а, стало быть, требовательно и бережно. Валера всегда смотрит все вместе: и стихи, и музыку, но к стихам особое отношение – потому что за словом стоит мысль, за словом стоит уже душа какая-то, а мелодия всё это обрамляет». [8]
Сам Валерий Леонтьев так характеризуетсвой подход к творческому процессу: «Я терпеть не могу, когда зритель сидит в зале, допустим, или слушает дома кассету или пластинку и у него ухо «вытягивается» - он не может разобрать фразу какую-то, слово, а порой, и целый куплет. Это непрофессионально. Человек должен испытывать комфорт. До него должно доходить каждое слово, каждая интонация». [9]
Это правильно, когда артисты столь скрупулезно прогнозируют и оценивают результаты собственной творческой деятельности. Именно таким отношением к своей работе определяется их высокий профессиональный уровень и объясняется многолетняя преданность им широкой зрительской аудитории.
Вообще, в репертуаре Валерия Леонтьева на протяжении всей его карьеры представлен целый цикл песен, посвященных осмыслению романтической любви. Причем эти песни попали в фокус творческого интереса певца не только в 80’-х годах минувшего столетия. Валерий Яковлевич с завидной регулярностью и, очевидно, не без удовольствия, обращается к подобным художественным сюжетам на разных этапах своего творческого пути. Давайте и мы обратимся к некоторым из этих ярких историй любви и попробуем бережно коснуться глубины характеров их романтических героев.
Например, «Воспоминание» (музыка А. Морозова, стихи С. Романова) – чарующая лирическая песня, с ностальгическим оттенком грусти и любви. Вообще, музыка Александра Морозова – особенная. Его мелодии настолько гармонично сливаются с поэтическим текстом, что даже не возникает вопроса – что же было первично при написании песни – стихи или музыка? Воображение сразу рисует абсолютно синхронную и одновременную творческую работу соавторов над конкретным произведением. Хотя, конечно же, это далеко не так. Валерий Леонтьев как глубокий человек и талантливый артист тонко прочувствовал смысловую идею и воспринял сюжетную линию исполняемой песни. Он очень точно смог передать противоречивость эмоций своего лирического героя и его острые ностальгические переживания:
Лиcтья желтые дрожат, помнят ли они
Солнце в небе, белый cад, золотые дни?
Был зеленым юный леc и шумел лиcтвой,
А теперь от тех чудеc что оcталоcь, что?
Помню, будто бы вчера, пели троcтники,
Помню наши вечера у парной реки,
Помню, как мечтали мы и коcтер не гаc,
Помню плеcк ночной волны и улыбку глаз...
Те далекие деньки не вернутcя вновь,
Отшумели тростники, где ж моя любовь?..
(С. Романов)
Уровень артистизма и индивидуальные вокальные средства, используемые певцом при работе над данным творческим материалом, позволяют раскрыть смысловой потенциал песни и наполнить сюжетную ситуацию, выраженную в яркой и глубокой музыкально-поэтической форме, конкретным психологическим содержанием. Иными словами, с помощью всех перечисленных художественных и вокальных приемов перед слушателями представлена как бы реальная история любви, реальные люди со своим индивидуальным психоэмоциональным миром.
Валерий Леонтьев в юности
Конечно же, такая драматичная любовная ситуация знакома и близка каждому человеку.
Абсолютно каждый из нас очень болезненно переживает любую неудачу в любовных отношениях на всех стадиях их возникновения и развития. Однако творческая личность, - скажем так, мастер художественного образа, воспринимает такие переживания с особым драматизмом, «тонкий план» его души более остро реагирует на данные проблемы. Такая особенность людей, сосредоточивших свою профессиональную судьбу в лоне искусства, конечно же, приносит яркий, гармоничный и запоминающийся творческий плод.
Еще одна песня, при исполнении которой артист успешно создает образ ностальгирующего мужчины – это «Весна на Заречной улице». В репертуар Валерия Леонтьева песня, написанная как саундтрек к легендарному советскому фильму 1956 года, вошла 16 лет назад - в 2003 году и сразу покорила сердца широкого круга людей не только неординарностью своего вокального оформления, но и современной аранжировкой. Здесь его герой оптимистичен и нежен, ностальгические переживания, которые ему приходится ощущать по сюжету песни пронизаны чуткостью по отношению к прошлому, но, в тоже время, не отягощены излишним драматизмом. Эти особенности песни и ее визуального оформления создают приятный эффект восприятия.
Очень интересно в интерпретации артиста воспринимается трепетная, романтическая история детско-подростковой влюбленности, заложенная в смысловую линию песни «Рыжая девочка» (музыка В. Евзерова, стихи Н. Денисова). В актерском и вокальном отношении это одна из наиболее ярких и запоминающихся работ певца, хотя в фокусе его творческого внимания песня находилась не слишком долго. Валерий Леонтьев здесь выступает в достаточно необычной роли – в роли наблюдателя ситуации. Он как бы рассказывает нам, – слушателям и зрителям, красивую и немного грустную историю о непорочной любви юной девушки. Художественный сюжет песни предполагает интимную ситуацию – девушка, душа которой, окутана сокровенными и щемящими переживаниями, в тайне от всех пишет нежное, чувственное письмо своему возлюбленному, личность и характер которого сокрыты от нас. А вот человек, от имени которого Валерий Леонтьев ведет свое вокальное «повествование» становится лишь случайным свидетелем данной ситуации, и он впечатлен увиденным, он сочувствует девочке, переживает за нее. Учитывая неординарность сюжета песни, артист исполняет ее с очень большой долей нежности, он тонко чувствует психологию главной героини и своим вокальным мастерством раскрывает весь эмоциональный мир ее искренних, «бурлящих», но, в тоже время, робких, и, возможно даже, самых первых романтических переживаний.
Стоит заметить, что конкретно к этой песне, равно, как и к подавляющему большинству других творческих работ Валерия Леонтьева, абсолютно не применимо пренебрежительное и пустое по своей сути клише «попса». Хотя в его репертуаре есть широкий пласт легких, развлекательных, танцевальных песен, полностью подпадающих под характеристику жанровых направлений «диско», «поп», «данс-поп» и «поп-рок». Но при всей внешней эпатажности артиста, его сценической раскрепощенности, эклектичности творческих предпочтений и масштабном влиянии в мире шоу-бизнеса, эти песни не являются концептуальными при общей оценке его репертуара, сформированного за 47 лет впечатляющей сценической карьеры. И этот нюанс выступает одной из важнейших характеристик его уникальности и самобытности как артиста, работающего в эстрадном жанре. Прежде всего, Валерий Леонтьев – мастер глубокой лирической песни и артист масштабного драматического амплуа. Это вершина его таланта, сфокусированного в лоне отечественной эстрады и максимум художественного образа, воплощенного в конкретных результатах творческой деятельности, доступных нам на современном этапе.
«Рыжая девочка» - очень метафорична. Глубина и художественность поэтического текста песни в сочетании с проникновенной, но энергетически ёмкой музыкой Владимира Евзерова и психологически насыщенным вокалом певца, будоражат воображение слушателей и порождают гамму разноплановых ассоциаций и эмоций. Это вполне естественно, когда речь идет о высокопрофессиональной творческой деятельности интеллектуальных, опытных людей.
Сам Валерий Леонтьев, вплетая эту песня в общую концепцию своих шоу, стремится логически ее обыграть, чтобы ее смысловая неординарность не нарушала внутренней гармонии конкретной концертной программы, рассчитанной на широкий диапазон вкусовых предпочтений зрительской аудитории. В частности, на одном из своих сольных концертов, Валерий Яковлевич так представил публике песню «Рыжая девочка»: «В наши дни, когда люди привыкли пользоваться услугами глобальной сети Интернет, - в спешке сбрасывая друг другу смски, писать письма стало не модно. Но я еще помню, как это делается, потому что мне иногда пишут, а я иногда отвечаю…» [10]. Конечно,метафоричность песенной лирики и романтизм сюжета в принципе позволяют ассоциировать историю, заложенную в песне с взаимоотношением романтически одухотворенной поклонницы и далекого от нее в реальной жизни, но очень близкого духовно, известного артиста. При этом вовсе не обязательно отождествлять ситуацию именно с Валерием Леонтьевым. Это актуально в целом для сферы искусства. Ведь искусство, прежде всего, питает наш духовный мир, формирует важнейшие ценностные ориентиры, способствует глубокому восприятию любви как сильнейшего эмоционального переживания. Произведения искусства утоляют жажду души каждого из нас и для многих выступают очень важной (а то и единственной) духовной опорой в жизни. Поэтому и высока степень притягательности людей к любимому исполнителю. Ведь он, прежде всего, прививает духовные ценности нашим душам, облекая их в понятную и доступную широкому кругу людей форму лирической, нежной песни.
Но тем не менее, возвращаясь к песне «Рыжая девочка», нельзя не подчеркнуть, что проводить ассоциацию ее сюжета и смысловой идеи лишь в ракурсе идеализированных отношений «поклонница-артист» не объективно и очень однобоко. Такая ассоциация существенно обедняет роль этой песни в репертуаре Валерия Леонтьева, значительно снижает ее художественную привлекательность и ценность, переводит восприятие этого крупного творческого продукта с глубины на поверхность. А для произведения искусства — это очень ущербно. Ведь поверхностность и искусство априори несовместимы. Поэтому лучше акцентировать свое внимание на всей глубине романтической ситуации, отраженной в данной песне, с ее ярким сюжетом, эмоциональной искренностью, духовной открытостью и чистотой.
Значительным, лиричным и высоко художественным элементом творческой коллекции артиста является песня «Ты навсегда», записанная специально для кинофильма «Ключ» в 1979 году. Здесь Валерий Леонтьев предстает перед нами в образе романтичного мужчины. На сегодняшний момент доступ к эксклюзивной аудиозаписи сохранился только через архивные коллекции. К сожалению, песня не звучит в концертных программах или в радио- и теле-эфирах, что никак не влияет на ее высокую популярность среди широкой аудитории почитателей таланта певца.
Эта песня – еще один пример глубокой гармонии всех ее художественных элементов. Здесь романтизм, изысканность и особый эффект трепетности, заключенные в высококлассную поэзию Леонида Дербенева красиво обрамлены тонкой, но немного сдержанной в своей композиционной иллюстративности музыкой Александра Журбина.
Леонид Дербенёв, как истинный мастер художественного слова, психологически точно описал всплеск эмоциональных любовных переживаний героя песни, его душевные порывы и одухотворенные надежды на долгую взаимность со стороны возлюбленной. Валерий Леонтьев, как артист с масштабными творческими возможностями, смог наполнить музыкально-художественный сюжет этой песни ярким вокальным содержанием. Он как бы отразил в конкретной вокальной форме уникальный идейный замысел авторов данного произведения. Лирический герой этой сюжетной линии, столь профессионально сыгранный Валерием Леонтьевым, тонок, чуток, мягок по отношению к своей возлюбленной. Валерий Яковлевич наделяет своего героя трепетным, бережным отношением к любви как к чувству. Этого требует художественный сюжет песни, смысловая идея и авторская цель, в неё заложенная. Например, вот эта цитата поэтического текста как раз иллюстративно и подтверждает данный тезис:
Рядом с тобой, я рядом с тобой
и лишь одного я хочу - быть с тобой.
Пусть все быстрей мелькают года,
наша с тобою любовь - навсегда
и так это будет всегда.
Ты - моя заря,
ты - мои рассвет и звезды, и моря!
Ты - мой мир огромный,
ты - судьба моя, весна моя,
неповторимая любовь моя!
(Л. Дербенёв)
Смысловая идея песни явно одухотворена стремлением автора максимально полноценно и в исчерпывающей форме раскрыть перед аудиторией слушателей тот высокий и нравственно чистый идеал взаимной любви мужчины и женщины, который сформирован в его душе и отражается в творчестве. Причём этот идеал любви близок, понятен большей части аудитории ценителей творчества, в данном случае Леонида Дербенёва, и востребован ею. Музыкальное оформление носит дополняющий, гармонизующий характер и способствует усилению эффекта восприятия данного произведения.
Валерий Леонтьев как артист воплощает образ своего лирического героя со столь одухотворенным и красивым внутренним миром на сцене, наделяя его некоторыми индивидуальными четами характера и фиксирует образ этого персонажа в форме профессионально подготовленного вокального произведения, сохраненного в виде фонограммы для конкретных аудионосителей, созданных и предусмотренных современной музыкальной индустрией.
Такая деятельность авторов песни, её исполнителя превращается в длительный, кропотливый, напряженный творческий процесс, состоящий из различных самостоятельных, но в то же время взаимообусловленных и последовательных этапов. Именно поэтому данная творческая работа воспринимается нами совершенно и завершённо, она не требует каких-либо дополнений или изменений. Это и объясняет столь высокую и многолетнюю востребованность песни у ценителей творчества звезды.
Вообще, важно подчеркнуть, что Валерий Леонтьев относится к тому уникальному поколению артистов отечественной эстрады, которые получили возможность сотрудничать с целой плеядой выдающихся композиторов и поэтов-песенников. Все эти мастера искусства сформировали впечатляющую по масштабу, разнообразию сюжетов и художественной красоте мозаику репертуара певца, которая в большей степени наполнена именно песнями романтического и чувственного содержания.
Совершенно особым элементом и яркой по своей красоте жемчужиной этой мозаики, конечно же, является чарующий «Полет на дельтаплане»,увиденный духовно-поэтическим«взором» Николая Зиновьева в космической, загадочной, сокровенной и одухотворяющей музыке Эдуарда Артемьева. Валерий Леонтьев как мистический артист и яркая личность всегда с особым интересом и, можно даже сказать, с особым трепетом говорит о тематике полёта. Очевидно, что фантастичность и притягательность полета как неординарная мечта человека и потаённая потребность его души, тоже близки Валерию Леонтьеву. «Зов полёта, наверно, одно из самых сильных человеческих чувств, мотивов, и побуждений, которые заставляют человека и артиста в том числе, тоже делать какие-то вещи, которые он не делал вчера. Так что давайте пытаться летать»! – подчеркнул как-то в одном из интервью народный артист России. [11]
Уникальная по своему мелодическому рисунку музыкальная композиция была написана Эдуардом Артемьевым в 1981 году специально для фильма Никиты Михалкова «Родня». Спонтанное обращение к сюжету картины позволяет обнаружить некоторый дисгармонирующий элемент в сочетании этого сюжета со столь сложной и красочной музыкальной темой. Однако такие выводы были бы весьма поверхностными. Рискну предположить, что режиссер и композитор ставили перед собой более масштабную цель. Вероятно, они хотели подчеркнуть, прежде всего, красоту и индивидуальность человеческой души, отразить в тонкой и философичной творческой форме добрые стремления, внутреннюю противоречивость, конфликтность и, в тоже время, одухотворенность главных героев киноленты. Ведь Никита Михалков – очень глубокий человек, во многом именно этой личностной особенностью и определяется его впечатляющий режиссерский успех. Как каждый истинный художник, он не приемлет поверхностности, для него в кино важна сложность человеческих характеров, он внимателен ко всем объективным и субъективным предпосылкам поведения его героев, для него важны мотивы поступков и истинные порывы души, он внимателен к психо-эмоциональному миру конкретных, отдельно взятых персонажей. Безусловно, эти факторы не могли не повлиять на выбор композитора и обсуждение музыкальной темы. Эдуард Артемьев, являющийся близким другом режиссера, и с большим уважением относящийся к его творчеству, всегда трепетен при работе над музыкой к каждому кинофильму. Творческий тандем «Михалков-Артемьев» отличается стабильностью. Поэтому выбор именно этого варианта музыкального оформления для фильма «Родня» просто не мог быть случайностью. Разумеется, это детально продуманный ход, используемый для того, чтобы подчеркнуть глубинные смыслы картины и психологию её героев. Хотя такая удивительная и волнующая музыка у абсолютного большинства людей чаще ассоциируется именно с полетом дельтаплана, как чем-то особенным, немного загадочным и окутанным ореолом романтики, а не с витиеватыми кризисными перипетиями традиционной советской семьи. Поэтому в жанре эстрадной песни эту мелодию ожидала более яркая и долгая судьба.
«Дельтаплан» по праву считается визитной карточкой Валерия Леонтьева, песня выдержала максимум переизданий и различного рода творческих экспериментов, имеет ряд cover-версий, была даже довольно успешно адаптирована к формату клубной и диско-музыки.
В этом полете артист, конечно же, предстает перед нами в образе влюбленного романтика. Его герой молод, энергичен, оптимистичен и готов к покорению неизведанных горизонтов.
Песня очень метафорична и имеет философский смысловой оттенок. Безусловно, ситуация полета, которой вдохновлён главный герой является, прежде всего, символом. И этот символ привносит в смысловое содержание песни некоторый интригующий эффект, который ещё более обостряет восприятие слушателями романтических переживаний лирического героя. Полёт на дельтаплане в данном случае выступает символом полёта влюбленной души лирического героя, ведь он окрылён перспективами длительного взаимного счастья. Душа героя песни одухотворена трепетным, тонким, волнующим чувством любви, способным в корне изменить его жизнь. Такая интерпретация метафор, используемых Николаем Зиновьевым, как автором текста, при создании художественного образа и поэтическом оформлении сюжетной линии позволяет слушателям (и, разумеется, читателям) проникнуть в смысловую глубину и авторскую идею этих строк:
Меж нами памяти туман,
Ты как во сне, ты как во сне.
Наверное, только дельтаплан
Поможет мне, поможет мне.
Наивно это и смешно,
Но так легко моим плечам.
Уже зовет меня в полет
Мой дельтаплан, мой дельтаплан.
Вот я надену два крыла
И ближе ты, и ближе ты.
Меня любовь оторвала
От суеты, от суеты.
Пусть людям крыльев не дано,
Но так легко моим плечам.
Уже зовет меня в полет мой дельтаплан,
Мой дельтаплан, мой дельтаплан.
О, этот час, когда крылом одним,
Сближаем мы грядущее с былым,
Когда внизу плывет Земля, плывет Земля,
Как будто детства дым.
(Н. Зиновьев)
Песня заключает в себе высокую степень внутренней гармонии: красивый вокал Валерия Леонтьева подчеркивает масштаб музыкальной темы, уникальность сюжета и насыщенность образа.
Как уже было отмечено, романтичные и одухотворенные смысловыми оттенками влюбленности, песни составляют значительную часть репертуара артиста. Яркие образы галантных мужчин, находящихся в поиске своей единственной и самой желанной женщины, рисуют перед нами, например, сюжеты песен «Ягодка» и «Ветер знает» (муз. В. Евзерова, ст. Н. Денисова). Особенно эффектно образ такого мужчины артист создает при исполнении песни «Ягодка», вышедшей в 2004 году. Его герой добр, ласков, мечтателен и оптимистичен в своих ожиданиях. Смысловая идея песни и окутанный нежностью сюжет подчеркивают особую ценность женщины, её особую значимость в жизни мужчины. Такой подход авторов и исполнителя песни к её сюжетной линии, основной идее, характеру и образу главного героя просто зачаровывает женскую часть аудитории ценителей творчества певца. Песня обладает высочайшей степенью популярности - она не только востребована многочисленными платформами масс-медиа, но и очень любима публикой.
Важно обратить внимание, что в 2011 году «Ягодка» подверглась творческому переосмыслению - артист весьма неожиданно представил широкой аудитории своих слушателей роковый вариант этой песни, преобразовав характер своего лирического героя посредством еле уловимого эффекта брутальности и ещё большего усиления экспрессии. Новая версия песни прочно закрепилась в репертуаре Валерия Леонтьева на последующие годы и была с интересом воспринята почитателями его таланта.
Значительным мотивационным эффектом воздействия обладает тёплая, лирическая музыкальная композиция «Ветер знает». Песня не относится, если можно так выразиться, к фундаментальным элементам репертуара артиста, она сыграла лишь свою маленькую «эпизодическую роль» в его сценической карьере. Маленькую, но запоминающуюся. Здесь герой Валерия Леонтьева – воодушевленный оптимист-романтик, он энергичен и без сомнения окрылен перспективами ожидания скорой взаимной любви. Сюжетная линия песни, её смысловой подтекст и метафоричность художественных образов указывают на определенный мистицизм. В поэтическом сюжете интересен не только и не столько образ главного героя песни, сколько уникальные и вполне одушевленные образы ветра и любви. Эти образы с легкой руки Николая Денисова наделены реальными характерами и играют совершенно определённую судьбоносную роль. В сюжете обозначен возможный стиль их поведения по отношению к главному герою. В таких художественных приемах просматривается предопределённость грядущей романтической встречи главного героя и его будущей возлюбленной:
Любовь моя гуляет по свету,
Любовь, ты слышишь, где же ты, где ты?
Только ветер знает, где любовь гуляет,
Тайну не откроет никому.
Только ветер знает, где любовь гуляет,
Может где-то рядом, может далеко,
Ты найди на свете свой попутный ветер
И тогда с любовью встретишься легко.
Любовь мне навстречу выходит из лодки,
С другими глазами, с другою походкой,
Хочу я увидеть хотя б на мгновение
Свое отражение в глазах у любви.
(Н. Денисов)
Смысловая идея и сюжетная линия песни выстроены по уникальному сценарию. Валерий Леонтьев исполняет её в позитивном настроении, визуальное оформление этого вокального номера либо сопровождается ярким танцем балетной труппы в такт мягкой, обволакивающей своей нежностью, музыкальной темы, либо отражается в стильном, экстравагантном костюме певца и в его непринужденной игре со зрительным залом. При этом он всегда весел и непредсказуем в своей актерской импровизации. Посредством особых вокальных приемов и голосовых интонаций (в том числе при помощи ритмичных повторений) артист преднамеренно акцентирует внимание зрительской аудитории на заключительных строфах припева: «Ты найди на свете свой попутный ветер // И тогда с любовью встретишься легко» и всегда подытоживает свое красочное выступление искренним пожеланием: «Я желаю вам, как можно скорее, встретить свою любовь!», усиливая, тем самым, его мотивирующий эффект. [12]
Людмила Исакович и Валерий Леонтьев в Индии, 1988 г.
Дорогие друзья, думаю, что нам всем вместе удалось внимательно всмотреться в чарующий блеск одной из самых крупных граней короны бриллианта любви, отраженного в творчестве народного артиста России, которая символизирует именно романтическую любовь. Мы с вами рассмотрели сияние этой грани и её уникальный блеск с помощью глубокого анализа лирических песен Валерия Леонтьева и тех образов, которые артист создал при работе над ними. Чему-то восхитились, чему-то удивились, на что-то обратили более пристальное внимание. Безусловно, песен романтического содержания в репертуаре артиста очень много, но здесь нашли свое отражение наиболее яркие, волнующие и запоминающиеся. Еще один масштабный цикл песен, посвященных теме взаимной романтической любви будет нами рассмотрен в следующей части этой статьи, но немного в ином ракурсе и с несколько иными акцентами. А пока предлагаю обратить внимание на следующую грань нашего бриллианта – грань, которая отражает духовную составляющую любви и чарующий свет её вечного небесного источника.
II. «Горит любви волшебный свет
И над Землей, и над людьми…»
Одной из ярких составляющих репертуарной коллекции Валерия Леонтьева является песня Р. Паулса на стихи М. Танича «Маяк», написанная в 1985 году. Песня интересна не только красивым вокалом артиста и лиричностью музыкально-поэтического сюжета, но и своим особым подтекстовым смыслом. Она очень метафорична, в ней используется неординарное сравнение. Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо обратиться к поэтическому тексту:
Горит любви волшебный свет
И над Землей, и над людьми,
И ярче света в мире нет,
Чем этот свет моей любви.
А свет растет, надвигается, слепя,
И корабли с маяка не сводят глаз.
Вот так и я все глядел бы на тебя,
Не ослепи меня, не ослепи меня…
(М. Танич)
Если очень внимательно прочесть этот текст, то можно уловить, что автор в поэтической метафоре скрывает глубокую философскую идею – он обозначает некий трансцендентный Источник любви (в виде загадочного, притягивающего взор маяка) и подчеркивает всеобъемлющий характер этого Источника – любовь, источаемая из него способна объять всю Землю и всех людей. Автор наделяет такую любовь и ее влияние на всё окружающее качествами волшебства и светоносности. Главный герой этого сюжета тоже обратил своё сердце к Свету Источника любви, получив от него благословение в виде чарующего романтического чувства, адресованного женщине. Он одухотворен и очарован этим чувством. Но помимо подтекстового смысла произведения, здесь нужно также учитывать и затекстовую составляющую смысловой идеи. О ней принято говорить в литературоведении и искусствоведении, когда речь идет об оценке тех факторов реальной жизни, которые актуальны для момента создания того или иного произведения. И здесь важно учитывать, что «Маяк» был написан в советское время, когда государственная идеология и массовое общественное сознание ориентировались на материалистические представления о человеке, природе, обществе и социальных процессах, происходивших в нём. Соответственно философия идеализма была менее востребована, менее понятна и подвергалась в большинстве своём довольно серьезной критике и подавлению. Идеи духовности и подлинной религиозности в перестроечное время только начали возрождаться и очень медленно обретать хоть какую-то сферу влияния. Возможно, поэтому, - именно из-за сложности эпохи Михаил Танич столь профессионально и продуманно скрыл духовную составляющую поэтического сюжета в таких необычных художественных образах.
В песенном варианте этот поэтический текст, безусловно, имеет еще большую силу воздействия. Песня обладает высоконравственным эффектом, преподнесена с нежностью и теплом. Валерий Леонтьев предложил публике две версии данного произведения, они разные по своему музыкальному рисунку и эмоциональной окраске образа лирического героя. Первая версия (1985 г.) более торжественна, более ритмична, поэтому дает более упрощённый эффект восприятия, а вот версия 1986 года, наоборот, мягкая, имеет черты сокровенности и ярко выраженный философский оттенок. Музыкальная и поэтическая составляющие песни как единого произведения здесь более согласованы и гармоничны. Поэтому эффект воздействия на широкую аудиторию выше и глубже.
В этом контексте важно подчеркнуть, что в творчестве Валерия Леонтьева присутствует довольно значительный блок песен с чётко обозначенным духовным компонентом.
В частности, очень интересным примером в данном случае является музыкальная композиция «Вне сюжета», написанная Е. Кобылянским на стихи Е. Небыловой и вошедшая в репертуар артиста в 1999 году. Щемящая сердце история искренней, глубокой, но, к сожалению, неразделённой любви главного лирического героя просто не может оставить равнодушной масштабную зрительскую аудиторию. Оригинальные поэтические приёмы, насыщенность художественных образов, разнообразие метафорических сравнений, используемые в тексте очень гармонично обрамлены спокойной, трепетной и мягкой по своему мелодическому рисунку музыкой. Такая скрупулезность авторов при создании песни и высокая степень ответственности исполнителя за её правильное вокальное и визуальное оформление естественно переводят восприятие нами данного произведения на более глубокий уровень. Ведь сюжетная линия песни и её смысловые оттенки воспринимаются очень трогательно. Впечатляет и совершенно особым образом колеблет струны души духовный компонент мягко и тонко вплетенный в сюжетную линию:
Не в тот час тебя я встретил,
Осень выдали за ветер -
В церкви золотой
Венчали вас с тоской.
Встретил, чтоб испить разлуку,
Эту боль держа за руку.
Где же ты была, где был я?
Осень, окажи услугу -
Отпусти меня в мой дождь,
Ты когда-нибудь потом меня поймешь.
Я вне сюжета, далеко и рядом где-то,
Я вне сюжета, раб непрожитой мечты.
Я вне признаний, откровений и свиданий,
И увы, я вне твоей любви.
(Е. Небылова)
Смысловая идея песни имеет рефлексивное значение, ведь лирический герой представленного сюжета не только принимает свою драматичную ситуацию, но и пытается её осмыслить, стремится научиться жить в этих условиях. Посредством глубоких рефлексивных переживаний он преобразует себя духовно. Такие подтекстовые ассоциации еще больше повышают ценность этого музыкально-поэтического произведения в сфере современного эстрадного искусства.
Говоря о духовной составляющей любви и особой важности этого чарующего чувства в жизни каждого человека, мне вдруг вспомнились оригинальные и значимые по своему смыслу высказывания о сущности любви, прозвучавшие в невероятно интересном, эксклюзивном научно-популярном фильме «Тайны любви»: «Любовь движет нами и определяет нашу судьбу. Любовь стихийна, не логична, не материальна. Возможно то, что испытывают друг к другу мужчина и женщина никогда не выйдет из разряда тайн. Таких тайн как – рождение, смерть и Бог». [13] Доктор биологии, научный сотрудник Института Макса Планка (Германия) Андреас Бартельс, занимающийся научным исследованием феномена любви, в своём интервью для этого фильма отметил: «Мы все ищем любовь, но, возможно, мы не всегда можем её достичь. Для нас она символизирует состояние счастья, осуществление чего-то, с чем мы хотим быть и что находим. Но чаще любовь очень сложна». [14]
Продолжая говорить о сложности, многогранности любви и иллюстрируя этот тезис конкретными примерами из сферы творчества народного артиста России, хочется напомнить об очень яркой и духовно насыщенной премьере 2018 года, которую Валерий Леонтьев в качестве очередного сюрприза подготовил для своей публики. «Полуночный экспресс» Владимира Евзерова и Сергея Калиостро вызвал, по-настоящему, головокружительную дискуссию и подарил широкой аудитории почитателей таланта певца целую гамму бурных эмоций.
Духовный компонент, сокрытый в смысловой идее песни, имеет черты молитвы. Лирический герой, столь правдиво сыгранный Валерием Леонтьевым, одухотворён чувством искренней веры во Всевышнего и эмоциями абсолютного доверия Ему своих самых сокровенных переживаний. Он открывает Богу свою мечту и ожидает от Него понимания и поддержки. За счет такой сюжетной линии и такого характера главного героя, песня приобретает впечатляющее духовное значение. Прежде всего, она дает всем нам понятный пример правильных взаимоотношений с Богом. Бог всегда присутствует в талантливых, красивых, скрупулёзно продуманных, содержательных и глубоких произведениях искусства. Ведь именно Он наделяет каждого способностью к творчеству. Поэтому человек, подобно лирическому герою этой тонкой музыкально-поэтической истории, должен быть предельно откровенен со своим Небесным Отцом в реальной жизни. Не нужно бояться доверять Ему свои самые потаённые переживания, чаяния и надежды. Ведь у нас от Него нет и не может быть никаких тайн. Он – вездесущ и всеведущ. Более того, наш Небесный Отец всегда готов прийти к нам на помощь. Он только ждёт, когда же мы Его позовем всей глубиной своих метущихся душ.
Песня со столь духовным содержанием, преподнесённая в доступной форме и с высочайшей степенью артистизма, безусловно, заслуживает высокой оценки. Она несет мощный воспитательный заряд, подчёркивает трансцендентную сущность любви и делает наши души более открытыми по отношению к Богу. При этом её музыкальное оформление полностью соответствует жанру эстрадной песни, что ещё больше повышает её популярность и востребованность у широкой публики.
Еще одним запоминающимся фрагментом репертуарной мозаики Валерия Леонтьева является необычная, духовно-философская песня «У ворот Господних», написанная В. Маклаковым на стихи В. Кришты.Эта музыкальная композиция тоже содержит в себе компонент молитвы, она очень сложна для исполнения, требует от артиста максимальной эмоциональной выкладки. Песня неординарна в своей сюжетной линии, она фантастична и реалистична одновременно. С одной стороны, главный герой сюжета возносит Господу неистовую по искренности ходатайственную молитву за любимую женщину. Эта молитва содержит в себе его благодарность за счастье, обретенное рядом с возлюбленной, которое, очевидно, характеризуется в его понимании райской безмятежностью. С другой стороны, в сюжете чётко обозначен конфликт между влюбленными, что усиливает эффект драматизма и напряженности. Музыкальное оформление песни полностью соответствует сложности и специфике её художественного сюжета, энергетика музыки, крепкий вокал певца и его эмоционально насыщенная актерская игра имеют масштабный эффект воздействия на аудиторию слушателей и зрителей. По итогам такой актерской работы Валерий Леонтьев очень успешно создал образ молящегося, глубокого, одухотворенного мужчины, тонко чувствующего жизнь со всей её серьёзностью, сложностью, драматизмом и непостоянством. Особое внимание хочется уделить клипу, снятому для этой песни. Он не воссоздает художественный сюжет как таковой, но усиливает его философскую составляющую. Интересен визуальный образ главного героя – в основной части клипа он представлен в молодом возрасте, а в эпизодах показан уже в зрелые годы, о чем свидетельствуют его поседевшие волосы, измененная внешность и более строгий взгляд. Смысл таких сценарных и режиссерских решений не совсем понятен, но эффект очевиден – клип интригует, усиливает подтекстовую и фантастическую составляющую художественного сюжета песни и позволяет каждому зрителю увидеть в нем индивидуальную и близкую лишь этому зрителю смысловую картину произведения.
Валерий Леонтьев – артист яркого сценического амплуа и смена образов для него – неотъемлемая часть актёрского совершенствования и творческого поиска. Поэтому в его музыкальной коллекции присутствует широкое разнообразие песен, в том числе с глубоким духовным содержанием. В различных интервью Валерий Яковлевич часто акцентирует внимание на следующем факте: «Иногда кажется, что в том жанре, в котором я работаю – мне, как бы, тесновато, или, как будто бы, в нем я уже хорошо ориентируюсь или мне может быть скучновато в этом жанре. Вот эти вещи заставляют меня делать попытки выглянуть за рамки привычного». [15] Искусствовед Виталий Вульф, анализируя личность Валерия Леонтьева и его разносторонние творческие порывы, охарактеризовал его образно и ёмко: «Душа романтика, отдавшего себя поп-культуре». [16]
Возможно, во многом из-за масштаба актёрского потенциала, разнообразия творческих предпочтений и широты творческого поиска Валерий Яковлевич на разных этапах своей артистической карьеры периодически обращается к таким сложным темам духовности, человеческого совершенства и, конечно же, Бога. Как это ни парадоксально, но, вовсе не позиционируя себя как религиозного человека, он очень чуток по отношению к вечным вопросам бытия. Это видно, прежде всего, по эмоциональному накалу и уровню самоотдачи, которые открываются зрителям во время работы артиста над такими песнями. Он честен, ответственен, скрупулёзен. Это подчеркивает его индивидуальность и высокий профессионализм. Касаясь вечных тем с ярко выраженным духовным компонентом, он не только серьезен и драматичен, но и весьма оптимистичен, под воздействием их одухотворяющего света. Примером тому являются не только искренность исполнения, но присутствие в его репертуаре таких музыкальных композиций, как «Помолись, дружок» и «Ангел мой крылатый». Ему интересен такой творческий материал. Присутствие песен, одухотворённых проблемами вечности, нравственной чистоты и Бога придают репертуару артиста особую притягательность, изысканность и многогранность. Это особенность репертуара Валерия Леонтьева значительно расширяет его актёрские и вокальные возможности, выводит его влияние в сфере отечественной поп-культуры на новый уровень.
Песня «Помолись, дружок» написана Владимиром Евзеровым на стихи Марины Цветаевой специально для одной из самых масштабных и самых неординарных по своей зрелищности и концептуальной идее шоу-программ артиста - «Фотограф сновидений». Творческие эксперименты, реализованные Валерием Леонтьевым и его коллективом в рамках именно этого шоу, впечатляют своей новизной и смелостью. В программе на суд широкой публики артист представил свое оригинальное сценическое и вокальное «прочтение» классической лирической поэзии Серебряного века, полностью адаптированное под специфику современной популярной музыки и массовой культуры. Не меняя законов жанра, используя комплекс особых выразительных средств и высокотехнологичных визуальных спецэффектов, в том числе не лишённых разумного эпатажа, артист смог достойно и, главное, бережно прикоснуться к классической русской и зарубежной поэзии, оптимально сочетая ее с красивыми по своей художественной и идейной составляющей поэтическими работами современных авторов. Красота отечественной и зарубежной классики была оптимально подчеркнута и усилена гармоничными музыкальными ритмами. Конечно, такой творческий эксперимент - это очень смелое решение. И отправной точкой в нем стала именно песня «Помолись, дружок». В многочисленных комментариях и интервью тех лет, так или иначе посвященных «Фотографу сновидений», Валерий Леонтьев не раз делился со зрителями своими сомнениями и творческой неуспокоенностью, которые овладевали им и его коллегами на разных этапах подготовки программы. Но, несмотря на все искания и организационные сложности, артист с оптимизмом резюмировал свою аргументацию, адресованную оппонентам, совершенно конкретным примером: «Ну, что может быть отпугивающего в стихах Марины Цветаевой «Помолись, дружок за бессонный дом. // В каждом доме, друг, есть окно такое». Что здесь может испугать?» [17] И, действительно, песня не только не удивляет кажущимся консерватизмом, а, наоборот, зачаровывает и согревает своей теплотой и искренностью. Созданный артистом специально для её исполнения образ человека, оберегающего своё семейное счастье, заставляет задуматься о многом. Ведь поэтический текст не только содержит в себе просьбу о молитве, он сам, по сути, является молитвой. В нём сокрыто серьёзное, трогательное, трепетное, чуткое отношение к любви. Во все времена, а в условиях современности – особенно, именно такое отношение к личному и семейному счастью является самым дефицитным. Под опрокидывающим воздействием оголтелой суеты, повседневной загруженности и перегруженности мы теряем главное – гармонию человеческих отношений. Поэтому тот мощный воспитательный эффект, который содержит в себе и «гордо несёт» эта уникальная и красивая по своей вокальной выразительности творческая работа поп-звезды достойна большого уважения и искренней благодарности.
«Ангел мой крылатый» (музыка Л. Квинт, стихи Ф. Петрарки в русском переводе Б. Дубровина) - одна из самых неординарных и ярких работ артиста, впечатляющая своей камерностью и глубиной. С большой долей вероятности можно говорить о том, что источником такой масштабной литературной работы Бориса Дубровина является 106 сонет «Книги песен», написанный гением итальянского Протеренессанса Франческо Петраркой и посвященный музе всей его жизни – легендарной Лауре де Нов. Именно к этому сонету отсылает нас эпиграф на языке оригинала («Novaangelettasovral’aleaccorta //scesedalcieloinsulafrescariva...»), который использует Валерий Леонтьев при исполнении «Ангела».
Франческо Петрарка и Лаура не Нов, XIV век
Однако, важно учитывать, что скорее всего 106 сонет Ф. Петрарки стал для Бориса Дубровина как высокопрофессионального поэта-переводчика лишь идейной основой. Текст сонета в переводе на русский язык таков:
На легких крыльях чудо-ангелица
На берег опустилася зеленый,
Где я ступал, своей судьбой влеком.
Кто мог предвидеть, что в тот день случится?
Силок, из нитей шелковых сплетенный,
Она в траве поставила тайком.
Избави Бог меня жалеть об этом:
Столь нежным взор ее светился светом
(Ф. Петрарка)
Обращаясь к этому тексту, мы можем обнаружить явную романтическую сюжетную линию. Данный текст довольно сложно адаптировать под формат песни или оперной арии, он специфичен по стилю стихосложения, его художественный сюжет ярок, романтичен, но абстрактен: в нём нет деталей, характеры главного героя и его возлюбленной не конкретизированы. Сюжет впечатляет и зачаровывает лишь эмоциональностью ситуации.
Вариант перевода, предложенный Борисом Дубровиным, воспринимается совершенно иначе. Его авторская интерпретация оригинального текста сонета полностью адаптирована к современному литературному языку, характеры героев насыщены и конкретизированы, сюжетная линия завершена и наделена тонким подтекстовым смыслом, который может восприниматься не только и не столько с точки зрения романтики чувств героя этого неординарного художественного сюжета, сколько с более глубоких, духовных позиций. У внимательного читателя может возникнуть закономерный вопрос: «Неужели Борис Дубровин предложил нам вольный перевод произведения Франческо Петрарки?» Конечно же, нет, дело вовсе не в этом. Для верного понимания смысла «Ангела» в варианте Б. Дубровина нам нужно учитывать, как минимум, два важных нюанса.
Во-первых, литературный перевод строится на определенных теоретических и методологических правилах интерпретации оригинального произведения. Существует специальная наука, изучающая, совершенствующая и предлагающая методологию понимания и интерпретации текста – герменевтика, которая начала формироваться ещё во времена Средневековья, а в условиях современности имеет широчайшую сферу применения. Любой профессиональный переводчик владеет герменевтическими техниками и обязательно использует их в своей литературной деятельности. Знание этих правил влияет на качество, точность и художественность перевода.
Во-вторых, для качества перевода имеет большое значение знание переводчиком биографии автора оригинального произведения и его других литературных работ. Чем выше осведомленность переводчика в этой сфере, тем лучше будет перевод произведения. Биография Франческо Петрарки и его масштабное литературное наследие поражают воображение. Всё, что создал этот человек принизано идеями гуманизма и духовности. Всю свою жизнь он страстно любил, он горько страдал и постоянно искал… Искал ответы на вечные вопросы. Он был честен, искренен и откровенен. Откровенен, прежде всего, со своим читателем. Свидетельством тому выступают его автобиографичные и глубокие философские произведения «Письмо к потомкам» и «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру», составляющие сокровищницу мировой классики. «Моя тайна» пронизана искренностью в признании его склонности к грехам, она - словно исповедальное отражение его непрекращающейся внутренней духовной борьбы.Безусловно, Борис Дубровин был знаком с этими сочинениями выдающегося мыслителя. Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что именно они вдохновили Бориса Саввовича на написание «Ангела» в его авторской интерпретации. В данном случае важно обратить внимание, что в «Моей тайне» Франческо Петрарка подробно описывает свое уникальное видение мистического характера, в котором перед его взором неожиданно предстала Дева-Ангел. Этот мистический опыт гениального поэта значительным образом повлиял на его дальнейшее творчество и судьбу в целом. Ф. Петрарка так описывает увиденное: «Часто и с сокрушением я размышляю о том – как я вошёл в эту жизнь и как мне придётся уйти из неё. И вот случилось недавно, когда я лежал не объятый сном, а томимый страхом, - увидел я пред собою Женщину неописуемого сияния и блеска. Ошеломленный, я не смел поднять глаза на встречу лучам, которые струило солнце её очей. Она сказала: «Не трепещи! Я сжалилась над твоим блужданием. Довольно, слишком довольно был прикован к земле твой отуманенный взор. Если эта смертная юдоль так сильно прельщает твои глаза, что же будет, когда ты поднимешь их на вечное?» Еще не оправившись, я едва выговорил дрожащим голосом стих Вергилия: «Как величать тебя, Дева? Твой вид не подобен обличию дщерей земли?» «Я та, - отвечала она, которую ты с изысканным изяществом воспел в нашей «Африке»». Я сразу понял, что говорящая должна быть самой Истинной». [18]
«Ангел мой крылатый», безусловно, содержит в своём художественном сюжете признаки мистицизма, это усложняет его восприятие и особым образом направляет наши души к созерцанию вечного. Музыка Лоры Квинт идеально подчеркивает неординарность сюжета и его глубокий смысловой подтекст. Песня великолепно воспринимается, и как самостоятельное произведение, и как составной элемент масштабной рок-оперы «Джордано», в которую по желанию автора «Ангел» был включен в качестве арии в 1988 году.
Эта песня – настоящий бриллиант в репертуарной коллекции Валерия Леонтьева, она выходит далеко за рамки жанра популярной музыки и открывает для артиста абсолютно новые творческие горизонты, подчеркивая его вокальный и актёрский профессионализм. Неожиданное возвращение «Ангела» в сферу актуальных профессиональных интересов певца и включение этой песни в юбилейный альбом ещё раз указывает нам на изысканный музыкальный и художественный вкус Валерия Леонтьева как большого мастера отечественного эстрадного искусства.
Автор – JuliD*S.
Статья подготовлена при поддержке администрации сайта «Дельтаплан».
Использование, копирование и тиражирование данного материала возможны только с обязательным указанием авторства и первичного источника публикации. Любое использование авторского текста данной статьи или его фрагментов без указания авторства и ссылки на сайт: http://www.deltaplan.vl-club.ru/ ЗАПРЕЩЕНО!
Для подготовки статьи автором были использованы следующие дополнительные информационные источники и вспомогательные материалы:
* Эпиграф – буклет альбома «Это любовь», 2017.
1. Материал из Википедии «Бриллиант» // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 02.05.2019).
2. Материал из Википедии «Алмаз» // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 02.05.2019).
3. Интервью В. Леонтьева для программы Т. Кизякова «Пока все дома», 1993 г.
4. Статья «Валерий Леонтьев: «Когда мне исполнилось тринадцать лет, в меня вселилась душа»» // Журнал «Эгоист», 2004. Режим доступа: http://www.leontiev.ru/index.php?chp=showpage&num=42 (10.07.2019).
5. Интервью В. Леонтьева для программы «Звезды на Iland с Таней Кисилевски», 2016 г.
6. Импровизационный комментарий В. Леонтьева для юбилейного шоу в Государственном Кремлевском Дворце 10.03.2019, телеверсия концерта.
7. Интервью В. Леонтьева для программы Леонида Воеводина «Судьбой дарованные встречи», 1999 г.
8. Интервью А. Гарнизова для программы Т. Кизякова «Пока все дома», 1993 г.
9. Интервью В. Леонтьева для программы Т. Кизякова «Пока все дома», 1993 г.
10. Импровизационный комментарий В. Леонтьева для сольного концерта в ГЦКЗ «Россия». – Москва, 2005, официальная видео-версия концерта.
11. Интервью В. Леонтьева для фильма-концерта «Безымянная планета», 2001 г.
12. Импровизационный комментарий В. Леонтьева в рамках сольного выступления на фестивале «Новая волна» в Юрмале, 2006 г. Трансляция телеканала «Муз-ТВ», видеоархив сайта «Дельтаплан».
13. Документальный фильм «Тайны любви», 2009 г. Официальный сайт Первого канала.
14. Документальный фильм «Тайны любви», 2009 г. Официальный сайт Первого канала.
15. Интервью В. Леонтьева для программы «Час Пик», 1997 г.
16. Виталий Вульф о творчестве В. Леонтьева // Цит. по: комментарий А. Разбаша для программы «Час Пик» с В. Леонтьевым, 1997 г.
17. Интервью В. Леонтьева для программы «Монолог», 1999 г.
18. Ф. Петрарка «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру». // Цит. по: авторская программа Д. Менделеева «Библейский сюжет. Ф. Петрарка «Послание к римлянам». ГТРК «Культура», 2009 г.
Для подготовки статьи автором также были использованы: тексты песен, опубликованные на сайте https://teksty-pesenok.ru/rus-valerij-leontev/; материалы видеохостинга «YouTube»; творчество Ф. Петрарки, Режим доступа: https://itexts.net/avtor-franchesko-petrarka/32040-lirika-franchesko-petrarka/read/page-1.html; http://lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/petrarka1_5.txt; фотографии из архива сайта «Дельтаплан»; сообществ на платформе соц. сети «В контакте» - «Валерий Леонтьев. Творческое наследие» (https://vk.com/vl_nasledie); «Валерий Леонтьев» (https://teksty-pesenok.ru/rus-valerij-leontev/); сообществ на платформе соц. сети «Facebook» - «Валерий Леонтьев – 47 лет на сцене: новое и лучшее (https://www.facebook.com/groups/1846843952040236/?ref=bookmarks); «Кабаре. Валерий Леонтьев» (https://www.facebook.com/groups/900730183412228/), группы на платформе соц. сети «Одноклассники» - «Валерий Леонтьев. Дело вкуса» (https://ok.ru/delovkusag) и иных Интернет-ресурсов.
До новых встреч! С теплом и уважением,JuliD*S.
2 марта – 28 июля 2019 г.