Манящая огнями сцена...
К Юбилею Валерия Леонтьева
Манящая огнями сцена…
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины...
Борис Пастернак
Вместо предисловия
Дорогие друзья! Сайт «Дельтаплан» объединяет всех тех людей, кому интересно и близко искусство Валерия Леонтьева. Наступивший 2019 год будет очень творчески насыщенным для артиста и обещает множество приятных сюрпризов нам с вами. Администрация сайта тоже хочет преподнести всем вам, дорогие наши гости, маленький сюрприз и пригласить каждого из вас к интересной беседе об искусстве, творчестве, смысле жизни, роли музыки и песни как непосредственно в судьбе творческого человека, так и в судьбах тех, кому близка его деятельность.
Валерий Леонтьев – ярчайший артист современности, творчество которого привлекает многих людей совершенно разного возраста. Круг почитателей его таланта чрезвычайно широк. В одном из интервью композитор Игорь Крутой подчеркнул: «Леонтьев — это явление. Это комплекс многих талантов. Мы все видим танцующего, поющего Валеру, а на самом деле это человек, досконально разбирающийся в литературе, живописи, киноискусстве. Человек, который никогда без книги не проводит время, который ко всему приходит сам, проживший, прочувствовавший, и с богатейшим внутренним миром». [1]
Действительно, талант, энергичность, профессионализм и уровень творческой самоотдачи этого артиста впечатляют. Не случайно в качестве эпиграфа к данной статье выбраны известные, глубоко философичные поэтические строки Бориса Пастернака. Они очень точно характеризуют тот уровень профессионализма и тонкого восприятия жизненной действительности, которые отражены в творчестве Валерия Леонтьева. Ведь каждую исполняемую песню и каждую свою роль на сцене артист воспринимает и проигрывает максимально реалистично, искренне, словно сам проживает сюжетную ситуацию в условиях реальной жизни, улавливая настроение, характер, потребности и стремления конкретного лирического героя. Именно эта искренность В. Леонтьева как художника, такой подход к своей профессии, высокая требовательность к себе, ответственность и симпатия по отношению к зрительской аудитории побуждает нас с вами отслеживать новые направления его творчества, посещать его концерты и интересоваться им как личностью.
Стоит заметить, что эстрадное искусство нацелено на то, чтобы его художественные «плоды» доставляли зрителям визуальное и эмоциональное удовольствие. Воздействие этого вида искусства весьма масштабно. Известный искусствовед Борис Савченко очень точно заметил, что «песенная эстрада – жанр наиболее демократический, т.е. рассчитанный на восприятие как эстетствующих меломанов, так и абсолютно не подготовленных в музыкальном плане слушателей, а поэтому привечаемый практически всем нашим народом» [2]. Действительно, поп-музыка – самый востребованный жанр. Наши любимые популярные песни словно отражают состояние души и «перепады» нашего настроения в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Мы танцуем под них на дискотеке, мы поздравляем с помощью песен наших любимых, родных людей, мы грустим, влюбляемся, тоскуем, выражая эмоции через прослушивание или любительское исполнение определенных, дорогих сердцу песен.
Валерий Леонтьев – один из немногих артистов, которые своим вокальным искусством на протяжении многих лет формируют современный облик эстрады, улавливая прогрессивные тенденции развития поп-музыки за рубежом, заимствуя отдельные элементы популярных, стремительно возникающих и распространяемых в западной культуре музыкальных направлений, оригинально адаптируя их к условиям, потребностям и особенностям российского общества. Сегодня профессиональный авторитет Валерия Леонтьева, его колоссальный опыт работы на сцене, уровень актерского мастерства вполне позволяют говорить о нем как о классике отечественной эстрады. Его сольные концерты востребованы публикой, он актуален, интересен и, по-прежнему, непредсказуем. Его творческие эксперименты удивляют и привлекают многих. Те темы и интонации, которыми наполнены его песни, близки широкой аудитории ценителей его таланта. Но в данном контексте, важно, обратить особое внимание на целый блок его песен, посвященных именно сцене, музыке, его искусству, его зрителю. Давайте обратимся к этим песням, послушаем, подумаем и постараемся прочувствовать их настроение, попробуем проникнуть в их глубину и художественную идею, а, возможно, даже как-то по-новому оценить вокальное и актерское мастерство самого артиста.
I. «Занавес! Зачем нам занавес?»
Этот занавес, будто марлевый,
Сквозь его бахрому кисейную
Проникает в мою гримерную
Нетерпение ваших глаз.
Как мне хочется вам понравиться,
Как мне хочется вам понравиться,
И уже зазвучала музыка...
Все зависит теперь от вас.
М. Танич
«Занавес» (1986 год, музыка Р. Паулса, стихи М. Танича) - песня, которая сегодня редко транслируется по ТВ-каналам или по радио. К сожалению, она постепенно вышла из поля нашего внимания. Но ее шарм, смысловая и художественная идея, а, главное, искренность, с которой Валерий Яковлевич её исполняет, весьма интересны и многозначны. Эта песня вошла в репертуар артиста в тот период его молодости, когда его популярность и актуальность его творчества стремительно набирали обороты. Артист тогда находился в активном творческом поиске - формировал свой стиль, вырабатывал свой уникальный исполнительский «почерк».
Вообще, песня – как результат творчества, если, конечно, она написана талантливыми, высокопрофессиональными авторами и имеет явную художественную ценность, - это довольно сложное музыкально-поэтическое произведение. Ведь предлагая какую-то конкретную песню тому или иному исполнителю, авторы обязательно учитывают его индивидуальные вокальные и актерские способности, индивидуальную манеру работы на сцене, а возможно даже и конкретные обстоятельства его профессиональной жизни в данный период времени. Исполнитель, в свою очередь, оценивает конкретную песню с точки зрения своих личных творческих потребностей, вокальных и актерских возможностей, притягательности смысловой идеи и сюжетной линии данного произведения. При этом перед исполнителем стоит сложная задача – наделить героя песни конкретным характером, «вдохнуть в него жизнь», сыграть его роль с использованием своих индивидуальных вокальных приемов и средств. Немаловажное значение здесь имеет и способность исполнителя уловить и максимально раскрыть авторский замысел исполняемого произведения. Если исполнитель справляется с этими задачами и его сотрудничество с авторами гармонично, то в итоге получается подлинное произведение искусства.
Говоря о песне «Занавес» (1986 г.), очевидно, что она близка Валерию Леонтьеву. Ведь он – певец, представитель актерской профессии, а эта песня, как раз, отражает эмоциональные порывы и потребности абсолютно любого артиста, который представил на суд публики свое художественное творение. Ведь каждая творческая личность всегда жаждет эмоционального, теплого, искреннего отклика тех, кому адресовано его творчество и его труд. В сфере театрального, сценического, эстрадного искусства эти моменты проявляются с особой остротой. В одном из интервью Валерий Яковлевич так высказался о потребности истинного художника в творческом самовыражении: «Он очень хочет, чтобы его видение мира, его понимание тех или иных обстоятельств, его отношение к жизни, его отношение к кому-то конкретно было понятно окружающим. Так хочется, чтобы это было понятно, чтобы тебя поняли, чтобы тебя услышали». [3]
Ведь подлинное искусство всегда содержит в себе определенный духовный и ценностный компонент, имеет нравственную составляющую. Поэтому любому творческому человеку важна ответная реакция, ему приятно ощущать единомыслие, уважение к плодам его творческого труда, осознавать высокую оценку этого труда со стороны многих людей. Это, конечно же, вдохновляет, стимулирует к самосовершенствованию, способствует интенсивному творческому процессу. Для театрального и эстрадного видов искусства это еще более актуально, чем для иных творческих сфер.
Очевидно, что совершенно особенный характер творческому порыву придает оптимистичный взгляд на жизнь и ее дальнейшие перспективы, который сопровождает человека в молодости. Романтическое восприятие действительности, желание почувствовать аромат всего нового, неизведанного, притягательного в жизни; стремление к освоению и покорению новых профессиональных горизонтов, стремление к максимальному творческому самовыражению предопределяют желание любой творческой личности активно двигаться вперед, терпеливо преодолевая различные (порой очень суровые) препятствие на своем пути.
Вспоминая начало своей артистической карьеры, Валерий Леонтьев так характеризует отношения музыкантов внутри формирующегося тогда коллектива и те свои личные эмоции, непосредственно связанные с творчеством: «Мы настолько были дружны и настолько были влюблены в свою профессию, где-то интуитивно и подспудно надеялись, верили, что мы станем знаменитыми. Хотя я никогда не мог позволить себе это подумать отчетливо. Но эта жажда - жажда быть «звездой», быть знаменитостью – она существовала. И, наверное, именно это позволяло переживать все невзгоды, тяготы, лишения и прочие, прочие вещи». [4]
Звездный час Валерия Леонтьева пришел не слишком рано. Этому способствовало упорство, многолетнее отстаивание своего права на свободу и уникальность творчества, каждодневный труд и горячее «желание быть». Наверное, поэтому глубокая, рефлексивная и, в определенной степени, личная песня «Звездный час», вошедшая в репертуар артиста в середине '80-х, воспринимается нами как откровение. Уходящая далеко за рамки эстрадного жанра неповторимая, «космическая» музыка Эдуарда Артемьева столь гармонично вплетенная в философскую поэзию Николая Зиновьева, требует от артиста особого подхода к исполнению песни. Песня сложная в вокальном отношении, с глубоким смысловым подтекстом, порождает целую гамму ассоциаций. Ведь ее смысловое содержание вполне может быть адаптировано к судьбе практически каждого человека вне зависимости от его профессиональных пристрастий. Быть может поэтому она очень нам дорога и интересна, к ней хочется возвращаться, над ней хочется поразмышлять.
Впечатляют и заставляют задуматься о смысле жизни, например, вот эти строки:
«Пусть говорят, пусть говорят,
Будто жизнь одна нам дана, нам дана.
Бывает шаг ценою в жизнь
И тогда поймешь все сполна, все сполна.
То, что было, в даль ушло,
День мой новый, дай крыло.
Минувший день благослови
И скажи: «Прощай, навсегда, навсегда»,
А если боль оставит след на пути твоем,
Не беда, не беда»
Н. Зиновьев
Как часто мы анализируем и переоцениваем свое прошлое... Как часто нам хочется что-то изменить в жизни, но давит, мешает груз совершенных ошибок, душу ранят осколки несбывшейся мечты... Но всё же стоит рискнуть, отбросить сомнения, с верой и надежной начать всё сначала, оставив в качестве благодарного воспоминания все хорошее, что было. Простить себя за ошибки, легкомыслие, страх и уверенно идти навстречу новому дню. Такие чувства в разные периоды жизни и по разным поводам тревожат абсолютно каждого человека. Но надо найти в себе силы двигаться дальше. И судьба обязательно ответит взаимностью, привнеся в жизнь подлинное счастье.
Конечно, такие песни украшают жанр поп-культуры, выводят его на абсолютно другой уровень, оказывают воспитывающее и формирующее воздействие на личность каждого, кто воспринимает это искусство и интересуется им. Не зря, Валерий Яковлевич в беседе с журналистами однажды подчеркнул: «Я убежден, что основная задача песни – воспитывать слушателя, используя свои, только ей доступные выразительные средства». [5] «Я пою о вещах простых и понятных каждому человеку, о таких нравственных категориях, на которых мы воспитывались с детства, — родина, жизнь, смерть, война, мир, любовь, мать, дружба. Пою о том, о чем человек пел всегда, о том, что его волнует, о сегодняшнем дне. Стараюсь выражать это самыми разными средствами, которые может и должен иметь актер сегодня в своем исполнительском арсенале. Темы вечные, старые как мир и всегда волнующие». [6]
Особый трепет в душе порождает песня Р. Паулса, написанная на стихи М. Танича «Три минуты». Ее смысловой оттенок, глубина, мелодизм, мягкость исполнения привлекают и запоминаются. Эта песня относится к самым лучшим хитам артиста, составляющим «золотой фонд» его творчества. За 46 лет карьеры он неоднократно к ней возвращался.
«Три минуты, три минуты - это много или мало,
Чтобы жизнь за три минуты пробежала, пробежала?
Три минуты, три минуты - это много или мало,
Чтобы все сказать и все начать сначала?»
М. Танич
Глубина песенной поэзии, заключенная в ее текстовом содержании, особый стиль ее исполнения способствуют возникновению широкого спектра ассоциаций у слушателей или зрителей на концерте. Возможно, для самого артиста ее основной смысл заключается в запечатлении творческого момента, который важен при работе над каждой песней, она отражает суть взаимоотношений в тандеме «артист-зритель». При этом, внимание отдельного слушателя или публики на концерте в этот момент может быть сосредоточено на каких-то сугубо личных переживаниях и ассоциациях, на переоценке своей жизни, каких-то собственных поступков. Смысловой и художественный потенциал песни этому вполне способствуют. Это очень рефлексивная песня. Поэтому, считаю вполне логичным, в данном контексте, обзорно затронуть тему художественной рефлексии. Обращаясь к творчеству Валерия Леонтьева, игнорировать эту тему нельзя. Ведь в каждом своем крупном интервью артист обязательно касается этого аспекта творческого процесса. Когда Валерий Яковлевич дает масштабное интервью он обязательно делится с журналистом и с аудиторией в целом (в зависимости от формата интервью), своим пониманием предназначения артистической деятельности, какими-то сокровенными переживаниями по поводу конкретного творческого этапа, некоторыми планами на ближайшую перспективу, некоторыми сомнениями, стремлениями, творческими метаниями при работе с конкретным материалом или над конкретным шоу. Примеров программ, содержащих интервью подобного плана много: «Автограф» (1987 г.), «Программа А» (1990 г.), «Валерий Леонтьев: обратная сторона» (2000 г.), многочисленные комментарии артиста для множества комбинированных фильмов-концертов разных лет и т.п. В таких беседах Валерий Яковлевич часто обращается к специфической теме творческого одиночества художника. «Одиночество – состояние, совершенно необходимое каждому творческому человеку. Чувствовать себя одиноким не в том плане, что не с кем словом поделиться, не в том плане, что не можешь найти единомышленника. А поймать ощущение, что ты один такой, что ты не знаешь себя, погибаешь, может быть, в попытках познать себя, докопаться до собственной глубины – что в тебе есть ещё такого, чего не знают о тебе люди, чего не знаешь ты сам о себе? Вот это ощущение невычерпанности, собственной непознаваемости, оно и дает художнику, артисту возможность создавать какие-то новые интонации, создавать правдивые интонации, больные какие-то слова произносить таким необычным голосом, который услышат, который запомнят. Понимание собственного одиночества превращается в искренность». [7] Вот именно здесь – в этих рассуждениях сосредоточена суть художественной рефлексии. С точки зрения теории искусства художественная рефлексия – это «работа творческого сознания, принимающего на себя труд вынашивания, кристаллизации, создания произведения искусства. Особенность творческой рефлексии и ее важность как компонента творчества – в совмещении двух полярных начал: спонтанности творческого намерения и механизма селекции творческих приемов, выбора из множества возможностей творческого решения одного-единственного». [8] Вот этотпоискхудожником наилучшего варианта художественного воплощения возникшей идеи, его стремление к максимальной реализации творческого замысла, целый комплекс препятствий и проблем, стоящий на этом пути и порождают творческое одиночество. Это актуально для всех видов искусств. Творческое одиночество, художественная рефлексия неразрывно связаны с процессом созерцания художником процесса бытия. Если перед нами крупная творческая личность с богатым внутренним миром, с масштабными творческими потребностями и значительным творческим потенциалом, то в мировоззрении и мироощущении данной личности созерцание присутствует всегда. Такой человек тонко (можно даже сказать – обостренно) чувствует жизнь, с ее реалиями, красотой, притягательностью, романтизмом, страстностью, несправедливостью, горечью, болью. И не просто чувствует, а стремиться доступными ему художественными средствами выразить свое отношение ко всему этому, учитывая особенности, потребности и сложности той эпохи, в которой он живет и творит.
Валерий Леонтьев – увлеченный своей профессией человек, «очень глубокий, тонкий, ищущий мастер, он - неуспокоенная душа» - как охарактеризовал его однажды композитор Алексей Гарнизов. [9] Это понимаешь всегда, когда соприкасаешься с творчеством артиста или обращаешься к какой-либо документалистике, посвященной ему. Его тонкий музыкальный вкус, его требовательность к поэтическому содержанию исполняемых песен способствуют формированию яркого, выразительного репертуара, а режиссерские навыки и многолетний опыт работы на профессиональной сцене подарили нам целую серию разноплановых по концепции и смысловому содержанию, выразительных по художественному наполнению и техническим решениям шоу. Артист на протяжении всей своей творческой карьеры пробует себя в разных музыкальных направлениях, не останавливается на достигнутом, не боится экспериментов, не является актером одной роли. Его сценические образы разные, а творческие потребности – весьма широки и разнообразны.
Например, очень интересно и плодотворно сотрудничество Валерия Леонтьева с цирком. Известный артист цирка Игорь Кио вспоминал: «С Валерием нас связывает творческая дружба уже много лет. Наверное, многие помнят программы «Новогодний аттракцион», где Валерий выступал на арене цирка и это было, действительно, здорово, потому что то, что он – большой артист – это знают все. Но то, что он – артист универсального порядка мало кто знает, а он ведь и летал под куполом, и появлялся из всяких магических ящиков, и работал с дикими животными. И все это делал превосходно». [10]
Сам Валерий Леонтьев так характеризует свой опыт творческого сотрудничества с цирком: «Самое главное в моей работе – это непосредственное, живое общение с публикой. Это концертный зал, сцена, а особенно цирк, потому что зритель окружает тебя со всех сторон. И эта огромная волна внимания, которая имеет сферическое свойство, она как-то подхлестывает, заставляет «энергоотдачу» большую делать, чем если ты работаешь просто в концертном зале. Поэтому так и случилось, что я участвовал в ряде цирковых программ – это «Аттракционы», которые снимал Евгений Гинзбург, часто просто на гастроли приглашают работать в цирке. В цирковых программах приходится участвовать во всевозможных фокусах и трюках. У Игоря Кио в каких только коробках я ни умещался… Где-то я летал под куполом на «Ярмарке». [11]
Действительно, насколько яркое, исполнение песни «Ярмарки» было представлено в Новогоднем Огоньке начала ‘80-х! Неожиданные цирковые приемы, уверенно исполненные артистом, радостная, беззаботная, добрая и немного наивная атмосфера цирка были очень органично вплетены в мозаику праздничного выступления.
«Разноцветные ярмарки» я услышал, если не ошибаюсь, в 1977 году на фестивале в польском городе Сопоте, где её пела Марыля. Там же она взяла гран-при с этой песней. Песня удивительная тем, что в ней существует редчайший сплав какой-то детской обиды, детской наивности, совершенно детского восприятия действительности и при этом существует жалоба на быстротечность жизни. Я, конечно же, подхватил, я не мог ее не петь, мне сделали русский текст. Потом уже мы пели ее вместе с Марылей. Но это было уже гораздо позже» - вспоминает Валерий Леонтьев. [12]
Песня, действительно, оригинальна по своему художественному замыслу, празднична, но в то же время не лишена драмматизма. Она очень музыкальна, что позволяет артисту использовать широкий спекрт выразительных средств театрализации своего выступления при ее исполнении. Валерий Леонтьев на протяжении своей долгой творческой карьеры вемя от времени возвращается к «Разноцветным ярмаркам», предлагая зрителям самые разнообразные вокально-эстрадные номера, в том числе при участии артистов цирка и с использованием сугубо цирковых приемов (выступление жанглеров, лицедеев и др.). Его знаменитые импровизации, игра со зрительным залом во время ее исполнения придают сценическому действу совершенно особый шарм и высокую эмоциональность.
Не менее интересен и в определенной степени близок каждому из нас персонаж и сюжет песен «Куда уехал цирк?» и «Цирк возвращается». Две оригинальные по своему музыкально-поэтическому рисунку песни, объединены общим сюжетом и сходной манерой исполнения. Они оставляют в душе зрителя теплый, ностальгический след, напоминая о наивных и чистых детских жизненных впечатлениях.
«Куда уехал цирк? Уехал он туда,
Где кто-то сказку ждет и верит в чудо.
Туда уехал цирк...
Своих усталых змей туда факир несет,
Бумажных голубей туда уносит ветер,
Туда под Новый год уходит старый год,
Туда на карусели едут дети».
В. Левин
Валерий Яковлевич очень артистичен. Во многом именно его актерское мастерство в сочетании с оригинальным вокалом придает сценическому действу особую притягательность. Исполнение песни «Куда уехал цирк?» (музыка В. Быстрякова, стихи В. Левина) наглядное тому подтверждение. Здесь мы можем наблюдать целую гамму актерских приемов и вокальных выразительных средств, используемых артистом при работе с творческим материалом. Оригинально, плавно и в точном соответствии с художественной и смысловой идеей песни меняется диапазон его голоса. Кажется, песня имеет незатейливый сюжет, зовущий нас в детство, в атмосферу мечты, добра, творчества и сказки. Но с этим незатейливым, искренним, теплым сюжетом соседствует ощущение драматизма человеческой жизни. В. Леонтьев как артист обладает редкой способностью не только улавливать эти «нотки» драматизма в исполняемых песнях, но и преподносить их зрительской аудитории именно в той пропорции, которая необходима для объективной оценки всей песни и ее глубинного смысла. Во многом именно в этом, и заключается уникальность артиста и притягательность его творчества. Он умеет раскрывать глубину исполняемого произведения и делает это естественно, тонко, сопереживающе по отношению к своему лирическому герою и его конкретной «жизненной ситуации», заключенной в сюжете песни.
Песня «Цирк возвращается» (музыка В. Быстрякова, стихи А. Вратарева), появившаяся в репертуаре артиста в 1983 году, воспринимается словно продолжение предыдущей истории. Воспевая любовь к цирковому искусству и востребованность этого уникального направления артистического творчества у публики, Валерий Леонтьев стремится к максимальной театрализации своего выступления – оно имеет яркое хореографическое наполнение и высокую эмоциональность. Между тем, радость, оптимизм и задор героев песни в нужный момент сменяется драматизмом и ностальгической грустью. В данном случае артист применяет широкую гамму вокальных и актерских приемов, он динамичен, как будто проигрывает сразу несколько ролей с диаметрально противоположными характерами. Но следуя смысловой идее исполняемой песни артист не только стремится вызвать у зрителей бурные эмоции восторга, сменяющиеся сопереживанием, но и вдохновляет публику жизнеутверждающей надеждой:
«Раз - ярко арена зажглась
В детстве моем, в детстве твоем.
Два - пусть по канату пройдем
Только потом, что-то поймем.
Три - ты мне в глаза загляни
Грусть и успех, слезы и смех.
Но радости и доброты
Хватит на всех, хватит на всех.
Назло кривым зеркалам
Судьбе в лицо посмотри,
Пусть на огромной земле
Счастье найдет беспокойный клоун».
А. Вратарев
Валерий Леонтьев – крупный драматический артист, его амплуа, безусловно, имеет широкий диапазон, а сфера творческих интересов очень обширна. Очевидно, именно эти особенности его личности и выступают главным источником столь многолетнего, активного, разнопланового творчества этого человека и такого длительного, «живого» интереса к нему, как к артисту, с стороны масштабной и разновозрастной зрительской аудитории.
Композитор Игорь Крутой однажды так охарактеризовал особенность актерского таланта Валерия Леонтьева: «Такой личности на эстраде нет – грустный клоун. <…> Валера из этого имиджа выжал максимум. Я даже немножечко побаиваюсь ответить на вопрос: «Спето или не спето?» Может быть он ещё уйдет в какой-то другой ракурс, уйдет в какое-то новое амплуа. Вообще, он непредсказуем, он может найти что-то совершенно новое». [13]
В беседе с В. Леонтьевым, композитор Юрий Саульский подчеркнул: «Долго наши люди не могли понять Вашу маску трагического клоуна. Нужно было рассматривать Вас как театральное амплуа, пронзительное театральное амплуа. Вы утвердили себя, потому что любой театр силен своим не первым, а вторым спектаклем. Свежесть появления – это только заявка, а то, что Вы такой «долгожитель» на эстраде, что всё время себя находите в новых и новых ипостасях – это говорит о многом». [14]
В этом контексте на память приходит дружеская поэтическая импровизация, подаренная Валерию Леонтьеву поэтом Ильей Резником, на одном из его традиционных музыкально-поэтических «вернисажей» в 2008 году:
«Кипит азарт!
Гудит толпа!
И кровь в пятьсот артерий,
любовь страны – твоя судьба,
неистовый Валерий!»
И. Резник
Это короткое, но емкое посвящение очень точно раскрывает уровень эмоционального восторга многочисленной аудитории ценителей таланта Валерия Леонтьева, вдохновленных его творчеством. В одном из интервью Валерий Яковлевич поделился личным мнением относительно своей профессии: «Очень важное и необходимое для артиста качество – быть эмоционально заразительным. Такой посыл делать, чтобы зритель начал либо улыбаться с ним, либо грустить с ним, - верить ему». [15] И ведь онне просто об этом говорит. Совершенно очевидно, что он стремится к реализации этих убеждений в собственном творчестве. Безусловно, это обстоятельство побуждает нас к особому восприятию его песен и его шоу. Сила искусства, уровень таланта помноженные на такие личностные качества как ответственность, требовательность к себе и стремление к максимальному творческому самовыражению позволяют Валерию Леонтьеву создавать правдивые образы и оказывать тем самым столь сильное воздействие на зрительскую аудиторию. Леонтьев харизматичен, ярок, экстравагантен, иногда весьма эпатажен. Эти личностные качества артиста фокусируют внимание на нем как на самобытной творческой личности, повышают, если так можно выразиться, уровень притягательности его как художника. Он – экспериментатор, его постоянное стремление к расширению профессиональных горизонтов и к участию в самых разнообразных творческих проектах, говорит о непрерывном творческом поиске, который в его случае не ограничивается степенью профессиональных достижений или какими-то возрастными рамками. Однажды в беседе с журналистами артист так прокомментировал свое стремление к столь разноплановым художественным исканиям: «Самая моя большая проблема, большая беда, если эта беда – это найти возможность расширить рамки собственной профессии. Вообще, это, наверное, едва ли не основное качество любого художника – пытаться познать себя, пытаться расширить рамки своего собственного «я». Поэтому я часто бросаюсь в какие-то крайности, делаю какие-то вещи, после которых грамотные люди говорят: «Ах, он эклектичен. На что я тоже нашел словечко для возражения. Говорю – не эклектичен, а «полистиличен». Это очень важно. Ведь необходимо знать себя, знать – что ты умеешь, а чего не умеешь». [16] Очевидно, чтоэтим немного ироничным, обрамленным в легкий юмор, а в основной своей сути, конечно же, глубоким суждением, Валерий Леонтьев снова касается состояния творческой рефлексии, артист открыто делится личными чувствами, как бы раскрывая перед зрителями тайну творческого процесса.
II. «Вы меня не знаете, господа…»
Я не помню сам, сколько струн порвал,
Сколько песен спел в час ночной!
Короля играл, и шута играл,
За кибиткой шел кочевой!
Вы меня не знаете, господа,
Ни судьбы моей, ни любви!
Но горит-горит надо мной звезда,
И не спят всю ночь соловьи.
В. Степанов
Творчество человека в любой сфере искусства – это уникальный процесс интеллектуального труда, часто требующий одухотворенности и значительной внутренней силы. Для эстрадного вокального искусства (при всей специфики жанра) эти нюансы тоже актуальны. Особенно в том случае, если репертуар эстрадного певца содержит песни, которые по своему смысловому содержанию и художественному наполнению выходят далеко за рамки поп-культуры и не имеют оттенка развлекательности.
Песня Владимира Евзерова на стихи Владимира Степанова «Вы меня не знаете, господа», вошедшая в репертуар Валерия Леонтьева в 2009 году, именно такая – сложная, крепкая, рефлексивная. Тот стиль исполнения и актерского воплощения, которые выбрал для нее Валерий Яковлевич полностью раскрывают смысловую идею, заключенную авторами в это музыкально-поэтическое произведение. Конечно же, у зрителей сюжет песни часто ассоциируется с судьбой самого артиста, и, ему действительно близка данная тема. Очевидно, что для Валерия Леонтьева эта песня интересна, она довольно долго украшала его концертный репертуар, и хочется надеяться, что в будущем снова окажется в фокусе его творческого внимания. Привлекает его индивидуальная манера исполнения песни и актерская игра. Артист ощущает себя свободным, самодостаточным. Ему уютно в границах своей профессии. «Вы меня не знаете, господа» - утверждение, которое при оценке личности Валерия Леонтьева наполняется особым смыслом. В беседе с журналистами, в общении с почитателями его таланта, на публике, - он сдержан, закрыт, немногословен. Не привлекая всеобщего внимания к бытовым подробностям своей жизни, он очень искренен и предельно открыт в вопросах творчества, в вопросах мировоззрения и художественного вкуса. Его общение с журналистами всегда интеллектуально и содержательно. В хаотичном мире современного шоу-бизнеса – это явление редкое и достойное уважения. Валерий Леонтьев умеет быть известным человеком, умеет нести бремя славы и популярности. Нести достойно, разумно и скромно (в лучшем понимании этого слова). В одном из интервью артист подчеркнул: «Я считаю, что у артиста обязательно должна быть определенная стена не только в физическом смысле – забор вокруг дома, но и некий занавес, за который не позволено заглядывать. Потому что когда теряется ощущение таинственности, когда о человеке все известно, то острота интереса к нему может пропасть». [17] «Звезда – это профессия, не звание какое-то, а определенный профессиональный ранг – ранг звезды. Это особый набор профессиональных качеств». [18]
Делясь с публикой своим восприятием выбранной профессии и, по сути, восприятием своего главного жизненного предназначения, принципами своей работы на сцене, Валерий Леонтьев верен этим принципам, верен себе на протяжении почти 47 лет артистической карьеры. И это очень достойный пример для многих.
В данном случае вовсе не обязательно ассоциировать этот пример со сферой искусства. Важно уловить и воспринять наиболее ценные качества личности и проявления таланта. Они полезны в любой профессии: стремление к самосовершенствованию, чувство долга перед тем делом, в лоне которого человек сосредоточил свою профессиональную судьбу, ответственность за качество выполняемой работы; умение быть корректным, сдержанным, терпимым в общении со множеством людей, поиск разумного компромисса в человеческих отношениях и многое другое. Такие качества личности достойны нашего внимания.
Вовсе не секрет, что известные люди очень часто для своих поклонников становятся примером для подражания. Это объяснимо, закономерно, а иногда и полезно. Если перед нами интересная, крупная личность, - человек высокоинтеллектуальный и обладающий ярким внутренним миром, то рассматривать такого человека в качестве примера весьма полезно. Размышляя над высказываниями этого человека, обращаясь к его содержательному творчеству, анализируя его качества характера, которые позволили ему достичь впечатляющих профессиональных успехов и стремясь к постепенному формированию в себе аналогичных качеств, можно получить позитивный результат. Особенно это полезно для молодежи. Чем шире сфера интересов, чем основательнее подход к восприятию жизни, тем больше шансов стать неординарной личностью в будущем и максимально реализовать уже свой собственный творческий потенциал. Еще на заре своей артистической карьеры в беседе с журналистами о своих предпочтениях в сфере искусства Валерий Леонтьев подчеркнул: «Любое течение музыкальное, любой вид искусства имеют право на жизнь. Дело только в том, чтобы не ограничивать себя узкими рамками какого-то жанра, какого-то направления. Потому что, это неизбежно приводит к духовному какому-то оскудению, к духовному отмиранию каких-то нервных окончаний души, личности». [19] Это очень интересное умозаключение, над которым полезно поразмышлять. Действительно, чем шире сфера интересов человека, сфера его эстетических потребностей, чем разнообразнее его духовный мир, тем содержательнее он воспринимается как личность, более четко просматривается его индивидуальность. Такой человек интересен многим людям, он притягателен вне зависимости от профессиональных пристрастий и сферы деятельности.
Возвращаясь к разговору о творчестве Валерия Леонтьева, нельзя не заметить, что творческий поиск этого артиста иногда приобретает самые неожиданные формы и может быть воспринят неоднозначно. Например, очень интересна тяга артиста к концептуальному искусству. Смысл этого вида искусства лежит не в самом произведении как таковом, а в подтексте этого произведения. «Для восприятия концептуального искусства требуется выискивать все то, что отсылает нас к аллюзиям, коннотациям, метафорам, символам, то есть к мыслительному полю, подтексту объекта». [20] Примером столь неординарного творческого поиска Валерия Леонтьева может служить идея, которой он поделился с журналистами еще в начале ’90-х: «Возникает такая мысль, - а что, если сделать черный кабинет, одетых в черное музыкантов в черных масках. Только инструменты должны читаться и руки, сам в черном и белые перчатки. И в черном кабинете вот такой человек с белыми руками, с белым лицом, делающий свое шоу. Рискованно? Рискованно, потому что привыкли, чтобы ворочались «гроздья» вращающихся, управляемых на расстоянии световых приборов, чтобы менялась несколько раз сцена по ходу действия. Рискованно, но, тем не менее, мне кажется, что такая мысль интересна. Может быть когда-то если не целую программу, то такой блок в концерте стоит попробовать сделать». [21]
Глубокое мировосприятие, которое характерно для личности В. Леонтьева, мотивирует артиста на столь эксцентричные творческие решения. Да, пока еще это всего лишь идея. Будет ли она когда-либо реализована - нам не дано предугадать. Но здесь интересен сам сюжет. Конечно, шоу такого плана способны расширить границы эстрадного жанра и придать всему сценическому действу совершенно иной, более масштабный, философский оттенок.
Вообще, склонность артиста к анализу собственного творческого пути, анализу специфических особенностей жанра, в котором он работает, довольно отчетливо отражаются на его репертуаре. Очевидно, что такие песни, как «Годы странствий», «Королева Судьба», «Сцена», «Занавес» (2018 г.), «Художник» пронизаны остротой личного восприятия идеи и сюжетных линий этих произведений. Смысловое содержание и художественное наполнение такого творческого материала близки Валерию Леонтьеву как артисту, прошедшему столь масштабный творческий путь и приобретшему за годы творчества всенародную популярность. Эти песни украшают его репертуар и максимально раскрывают его актерский и вокальный потенциал, выводя на новый уровень профессионализма.
«Годы странствий» (музыка Р. Паулса, стихи И. Резника) – еще одна необычная творческая работа Валерия Леонтьева. Песня имеет сложное смысловое наполнение и может быть интерпретирована как с точки зрения романтики чувств, так и с точки зрения глубины восприятия конкретной актерской судьбы.
«Годы – мятежные птицы.
Как сердце стремится
За ними в полет!
Годы странствий –
Тревога и радость
И светлое «здравствуй!»
Здравствуй!»
И. Резник
В репертуар артиста впервые песня вошла в середине ’80-х. Актуальный для него в те годы классический стиль, тесное сотрудничество с композитором Раймондом Паулсом, особый интерес к романтическим балладам запомнились нам своей красотой и нежностью. «Годы странствий» в версии 1984 года несут в себе оттенок романтики, глубокого интереса лирического героя к непредсказуемости жизни, творческого процесса как такового и к их многообещающим перспективам.
«Годы – крылатые кони.
За ними в погоню
Лечу столько дней.
Годы странствий -
Мой плен и свобода,
Счастливые годы надежды моей»
И. Резник
Повторно в фокусе творческого интереса Валерия Леонтьева «Годы странствий» оказались уже в 2008 году - в преддверии 60-летия артиста. Новая аранжировка давно полюбившейся
мелодии, новый формат исполнения песни совершенно иначе отразили ее смысловой подтекст. Из романтически манящей баллады по воле артиста она трансформировалась в песню-осмысление масштабного творческого пути. Красота поэтического наполнения в гармоничном сочетании с неординарностью музыки позволили усилить эмоциональное восприятие сюжета и смысла песни.
Не менее интересна в этом плане «Королева Судьба», ставшая ярким финальным аккордом одной из самых чарующих и неординарных шоу-программ В. Леонтьева «Фотограф сновидений». В этой песне глубина и острота поэзии Николая Зиновьева пронизана ритмичной, энергетически емкой музыкой Алексея Гарнизова и «пропитана» сильным вокалом певца. Гармоничное сочетание этих трех составляющих дало впечатляющий результат. Песня воспринимается как откровение, в своем сюжете обнажая глубокие рефлексивные переживания своего героя. Безусловно, это одна и наиболее ярких и значимых работ Валерия Леонтьева. Она не может оставить зрителей равнодушными. Её тонкий смысл способствует душевным вибрациям.
«На картах, при свечах и на ладонях лет,
В разбитых зеркалах терялся твой портрет.
Но, что бы не стряслось, я жду твои шаги,
Мы вместе и мы врозь, друзья мы и враги.
Королева Судьба, не играй со свечой,
Шлейф ошибок моих - за тобой, за тобой.
Королева Судьба - бесконечная боль,
Королева Судьба, я твой раб и король,
Король...»
Н. Зиновьев
Судьба любого известного человека наполнена крупными событиями, особенным поиском смыслов, суровыми препятствиями и яркими победами, переоценкой жизненного пути и благодарностью за его яркость и уникальность. Эта красивая и содержательная песня максимально отражает «бурлящий» эффект подобных переживаний.
Валерий Леонтьев очень ответственно и терпеливо работал над постановкой номера при исполнении песни. Музыкально-вокальный номер в финале шоу содержал технически сложные элементы, логичный и подчеркивающий смысловую идею песни, видеоряд. Иллюзианист Анатолий Неметов так вспоминает свою работу с В. Леонтьевым в процессе постановки этого номера: «С Валерием Яковлевичем мы поставили всего один номер: это финал концерта, когда во время песни «Королева Судьба» он надевает белый плащ и уходит в глубину сцены. Вдруг он в этом плаще взлетает вверх, плащ собирается в комок и падает вниз. А куда пропал артист – неизвестно. Леонтьев был самым добросовестным из моих «учеников» - 50-летний человек в шикарном костюме должен был спрятаться в маленький люк под сценой. Он сделал это без единого упрека, не попросил ничего изменить – словом, делал все так, как ему было сказано». [22]
Не менее яркой песней, посвященной профессии и актерскому искусству, является, конечно же, «Сцена» (музыка В. Евзерова, стихи А. Сулейменова):
«Манящая огнями сцена...
Здесь каждый ждет признания и славы,
Здесь нет ни деда, ни отца, ни сына,
Все равные - и сильные, и слабые.
Концерт идет…»
А. Сулейменов
И вновь осмысление творческого пути… Артист тонко чувствует идею песни, проникает в ее глубину и выразительными вокальными средствами раскрывает весь художественный потенциал этого неординарного музыкально-поэтического произведения. Высокая эмоциональность исполнения позволяет усилить яркость сюжета и донести до слушателей и зрителей всю его глубину.
III. «Занавес! «Финита ля комедия!»
Еще один «Занавес» (музыка И. Крутого, стихи И. Резника) пополнил репертуар Валерия Леонтьева в минувшем году и мгновенно покорил сердца многочисленной аудитории почитателей его таланта. Эта песня впечатляет и ассоциируется с глобальным переосмыслением всего творчества как такового – всех достижений, ошибок, промахов, которые неизбежно присутствуют в жизни и творчестве любого человека, посвятившего свою жизнь сцене. «Занавес» в интерпретации В. Леонтьева наполнен глубоким переживанием и разочарованием. Наверное, в определенной степени, переживания героя песни близки и самому артисту. По крайней мере, он делает все, чтобы слушателям и зрителям так казалось. Хорошо, что Валерий Леонтьев включил эту песню в свой репертуар. Это качественно новое ее прочтение – крепкое, драматическое, рефлексивное. Песню ждет новая судьба и волна заинтересованного восприятия публики.
В данном контексте вспомнилась беседа Валерия Леонтьева с поэтом Леонидом Дербеневым для программы «Музыкальный паром». Тогда артист, отвечая на вопросы интервьюера, подчеркнул: «Должен признаться, что иногда меня посещает такая опасная, я бы сказал, мысль: порой, мне кажется, что то, чем я занимаюсь и жанр, в котором я работаю - это тазик воды, в котором сделали такую бурю, нагнали ветра и крупным планом снимают. И получается ураган. Думается, что есть искусство, которое гораздо более достойно того, чтобы жить для него, чтобы привлекать к себе внимание публики. Вот такие моменты, такие слабости, порой, у меня случаются, но потом это проходит». [23]
Конечно, подобного рода рассуждения и творческие искания вполне объяснимы, особенно при современном довольно стремительном регрессе эстрадного жанра. Но в то же время именно присутствие на эстраде крупных личностей, характерных артистов (с точки зрения их творческого амплуа), их музыкальный вкус и строгие принципы формирования собственного репертуара, как раз, и способны вывести жанр отечественной эстрады из затяжного культурного кризиса. Ведь это направление музыкального и вокального творчества обладает мощным потенциалом и оказывает очень сильное воздействие на наше общество, формируя эстетические потребности широкого круга людей. От того, каким будет это воздействие во многом зависит культурный уровень и эффект восприятия музыки многими членами общества. Однажды, в беседе с журналистами Валерий Леонтьев подчеркнул: «Музыку необходимо слушать. Музыка шевелит, тренирует наши души, заставляет быть гибкими, послушными, тонкими, ранимыми, впечатлительными». [24] Хороший, правильный совет. Необходимо формировать в себе тонкий вкус к восприятию тех результатов творчества, которые содержат в своей основе духовный компонент, развивают в наших душах чуткость по отношению к жизни, к окружающим нас людям. Это одна из важных составляющих ощущения полной внутренней гармонии.
Послесловие
Любое художественное творчество – процесс уникальный. Он заставляет человека, прежде всего, проникать в глубины собственной души, тренировать в себе чувство созидания и реализовывать его в процессе своей деятельности.
Творческий путь известного, очень популярного артиста всегда масштабен, ярок, но тернист.
Друзья, сегодня нам с вами удалось уделить внимание наиболее знаковым песням Валерия Леонтьева, посвященным музыке, искусству, сцене; удалось вспомнить наиболее интересные моменты его ярких интервью. За 46 лет артистической карьеры Валерий Яковлевич подарил нам калейдоскоп красивых, вдохновляющих, романтических, драматических и жизнеутверждающих песен. Золотая коллекция его хитов очень разнообразна. Когда-то искусствовед Виталий Вульф, характеризуя творческую личность Валерия Леонтьева, назвал его «единственным в своем роде художником песни на нашей эстраде» [25]. Действительно, особый стиль вокального искусства этого артиста, его скрупулезность при работе с творческим материалом, богатый внутренний мир и особые принципы формирования собственного репертуара позволяют ему создавать неповторимые сценические образы. О некоторых из них нам удалось сегодня вспомнить. Но Валерий Леонтьев всегда находится в состоянии творческого поиска и стремится удивлять своих зрителей непредсказуемостью и разнообразием создаваемых на сцене образов, используя для этого самые яркие краски.
Он не останавливается на достигнутом. Поэтому в заключении мне хочется вспомнить припев одной из его знаковых и глубоких песен:
«Время не ждет, унося и мечты, и любовь,
Но у мольберта художник встает
И за плечом, привставая над буднями вновь,
Время художнику кисти его подает».
Е. Муравьев
Какие кисти, какие краски и какие сюжеты приготовило Время для творчества Валерия Леонтьева в будущем - предугадать сложно. С уверенностью можно сказать лишь то, что это творчество обязательно будет наполнено разнообразием, эмоциональностью, индивидуальностью, теплом и добротой.
Автор – JuliD*S.
Статья подготовлена специально для сайта «Дельтаплан».
Использование, копирование и тиражирование данного материала возможны только с обязательным указанием авторства и первичного источника публикации. Любое использование авторского текста данной статьи или его фрагментов без указания авторства и ссылки на сайт: http://www.deltaplan.vl-club.ru/ ЗАПРЕЩЕНО!
Для подготовки статьи автором были использованы следующие дополнительные источники и вспомогательные материалы:
2. Савченко Б.А. Кумиры российской эстрады. – М.: Алгоритм, 2003. – С. 5.
3. Интервью В. Леонтьева для программы «Формула любви», 2009 г.
4. Интервью В. Леонтьева для программы «Пока все дома», 1993 г.
5. Интервью «Валерий Леонтьев. Новый сюжет», 1986 г.
6. Интервью В. Леонтьева для газеты «Ленинградская правда», 1986 г.
7. Сквозной комментарий В. Леонтьева в рамках фильма-концерта «Мои корабли», 2004 г.
8. Кривцун О.А. Основные понятия теории искусства: Энциклопедический словарь. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. – С. 246.
9. Интервью А. Гарнизова для док.фильма В. Ткаченко «Сцена больше, чем жизнь», 2009 г.
10. Сквозной комментарий Игоря Кио в рамках концерта «Под знаком Зодиака. Рыбы, 1992 г.
11. Интервью В. Леонтьева в рамках программы «Пока все дома», 1993 г.
12. Фрагменты интервью В. Леонтьева из док. фильма «Годы странствий» (сайт «Дельтаплан», 2011 г.).
13. Интервью И. Крутого для фильма Л. Арифулиной «Парадиз коктейль», 1992 г.
14. Интервью Ю. Саульского для программы «Субботний вечер с Валерием Леонтьевым», 1997 г.
15. Сквозной комментарий В. Леонтьева для очередного выпуска программы «Главная сцена», 2015 г.
16. Сквозной комментарий В. Леонтьева для фильма «С Днем рождения, Валерий Леонтьев», 1993 г.
17. Интервью В. Леонтьева программе «Эксклюзив», Набережные челны, 1998 г.
18. Интервью В. Леонтьева для программы «Персона», 1997 г.
19. Сквозной комментарий В. Леонтьева для фильма-концерта «Ленинград. Избранное», 1987 г.
20. Кривцун О.А. Основные понятия теории искусства: Энциклопедический словарь. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. – С. 161.
21. Сквозной комментарий В. Леонтьева для фильма «С Днем рождения, Валерий Леонтьев», 1993 г.
22. Фрагмент интервью А. Неметова из архива сообщества «Валерий Леонтьев 46 лет на сцене – новое и лучшее»: https://www.facebook.com/groups/1846843952040236/.
23. Интервью В. Леонтьева для программы «Музыкальный паром», 1992 г.
24. Репортаж М. Петровой для программы «Новости Татарстана», ТНВ 25.11.2012 г.
25. Комментарий В. Вульфа для программы «Субботний вечер с Валерием Леонтьевым», 1997 г.
Статья проиллюстрирована подборкой фотографий, соответствующих ее тематике, сформированной автором на основе обработки архива сайта «Дельтаплан» и иных Интернет-ресурсов, посвященных творчеству Валерия Леонтьева.
До новых встреч! С теплом и уважением, JuliD*S.
25 декабря 2018 г. – 27 января 2019 г.