"Наедине со всеми"

«Наедине со всеми».  Размышления, афоризмы, высказывания...
 
Вместо предисловия 

Творческий мир, созданный Валерием Леонтьевым, это тот уникальный и многообразный сегмент современного эстрадного искусства, без которого это искусство представить сегодня вряд ли возможно.

 Валерий Леонтьев – артист, который привлекает зрителей не только своим талантом исполнителя и актерским мастерством, но и умением вести особый диалог с публикой. Очень часто во время встреч с журналистами, в различных интервью, наряду с обзором творчества и биографическим повествованием, Валерий Яковлевич обращается к глубинным вопросам человеческого существования вообще. Им затрагиваются  вопросы смысла жизни, специфики межличностных отношений, дружбы, любви, этики; тенденции развития современного искусства, особенности восприятия бытия творческой личностью, особенности взаимоотношений артистов и публики и т.п. Суждения Валерия Леонтьева на эти серьезные, глубокие темы часто философичны и, порой, афористичны. Они с интересом воспринимаются,  укрепляя доверие к артисту и оставляя теплое ощущение после просмотра той или иной телепередачи или прочтения интервью в прессе.

  За годы его творческой деятельности накопилось достаточно много примеров такого общения артиста с публикой. Жаль только, что многие суждения как бы «рассеялись» в бурном потоке разнородной информации, оставляя лишь память в душах поклонников. Я попыталась соединить хотя бы какую-то часть этих интересных высказываний* в единую систему. Вот что из этого вышло.  

 

 «Жизни луч, как тебя измерить?
Жизни луч - счастье и потери.
Жизни луч, ты не гаснешь на Земле...»

 

***

Вся наша жизнь – компромисс: человека с человеком, человека с природой. (Из интервью «Народной газете», 2004 г.)

***

Надо жить как можно интереснее, но не во вред другим.

(Из статьи  «Вечный странник»,2004 г., официальный сайт)

 

***

Жизнь — цепь задач. Выполнишь одну — возникает вторая, третья. <…> Если ставишь точку в работе над собой, значит, все закончено. (Из статьи «Земли прекрасней нет», 1986 г.)

 

***

Жизнь человеческая до смешного коротка. Всякий из нас, едва вступивший в неравный поединок со временем, заранее уведомлен, что он проиграет. И фраза «Человек - венец творения!» звучит в каком-то смысле издевательски. Ведь этот самый «венец творения» к тридцати едва набирается ума, в пятьдесят уже скрючен болезнями, а там наступает прогрессирующее слабоумие. И ужасно обидно, что просто не успеваешь реализовать то, что в тебе заложено. <...> Я не очень-то верю в то, что под гипнозом человек вдруг начинает вспоминать о своих прошлых жизнях. Но мне и безо всякого гипноза кажется, что все мы уже когда-то жили, и нам предстоит ещё жить не раз. Обидно и несправедливо было бы ошибиться в этом. (Из интервью журналу «Письма здоровья», 2009 г.)

 

***

Конечно, хочется верить в то, что та жизнь, которую мы проживаем с вами сегодня, сейчас – от момента рождения до момента нет, не ухода, я не хочу говорить «ухода», до момента перехода – это всего лишь некая промежуточная фаза и будем надеяться, что не самая удачная в том отрезке существования, который нам отпущен. «Отпущен кем?» - напрашивается вопрос. Я все-таки верю, я надеюсь на то, что существует во Вселенной некий Закон, может быть целый Свод Законов, который управляет течением времени; существованием всего живого и неживого; возникновением, развитием, переходом в другие формы. Мне хочется верить в то, что я уже был, что все мы были когда-то. Мне хочется верить, что прожив этот отрезок времени, который мы проживаем сегодня - достойно и, по возможности, красиво, интересно и полезно, мы перейдём в совершенно новое состояние. Не обязательно, что мы снова возникнем здесь – на этой земле, возникнем из этой почвы. Это вполне может случиться очень и очень далеко от этих мест – в других координатах, другом времени, в другом измерении, но я верю в то, что мы обязательно продолжим свою жизнь, своё существование - то, что является нашей сущностью, что запрятано глубоко-глубоко внутри нас. Это не анатомия, не физиология, это нечто более высшее и нечто более совершенное. (Из фильма-концерта «Безымянная планета», 2001 г.)

 

***

Мы все живём несколько жизней. Случаются периоды, когда обрывается одна полоса жизни и начинается абсолютно другая история, потом третья… Каждый человек, если подумает, посчитает, то получится, что он живёт не одну жизнь. Я не говорю о реинкарнации, мистике. Даже в реально отпущенной жизни их несколько… этих жизней. (Из программы «О шестой жизни и не только», 2003 г.)

 

***

Ощущение полной гармонии и полного согласия, очевидно, находится в двух местах – на берегах океана и высоко в горах. (Из программы «Парадиз-коктейль», 1991 г.)

 

***

Люди самых разных профессий, вероисповеданий, из года в год, из века в век, обдирая локти и колени, ползли в горы. Для чего? Для того, чтобы познать себя, для того, чтобы познать Вечность… (Из док. фильма «Обратная сторона», 2000 г.)

 

***

Мистика для меня - не колдовство или волшебство. Это, скорее, синоним чего-то непонятного, недоступного пока нашему знанию. Это безграничные возможности человека, удивительные обстоятельства или явления природы, которым люди не всегда находят объяснение, которые не могут подогнать под какие-то законы или рамки… (Из интервью газете «Культура», 1999 г.)

 

***

Верю в Судьбу. Может быть не в ту, как говорят, написанную на роду, но верю в некое будущее, которое должно непременно произойти с человеком. Продиктовано оно самим, безусловно, человеком и теми обстоятельствами, которые он создает вокруг себя по ходу жизни: живёшь таким образом – такое тебе будущее предначертано; живешь не так – как-то иначе, значит, тебе другое будущее уготовлено будет. В значительной степени человек все-таки сам предопределяет свои грядущие дни. Вот в это я верю. (Из программы Леонида Воеводина «Судьбой дарованные встречи», 1999 г.)


***

Я верю в то, что мы глубоко невежественны. И что даже краешком ума мы еще не прикоснулись к тому, что управляет всем живым и неживым. (Из интервью журналу «Жанр-птица», 1993 г.)

 


«Да, все мы внутри часов. 
Да, дверь заперта на засов,
Но пока птицы для нас поют,
Боже, как дивно плыть в море минут»
 

***

Время – такая неумолимая субстанция, от которой все мы зависим.  Мы находимся в прямой зависимости от времени, от его течения. По физическим законам скорость  времени,  вроде бы, говорят,  это постоянная константа,  которая никак не изменяется.  По крайней  мере, человек не в силах изменить течение времени, но человек способен жить так, что время будет  или тянуться бесконечно или оно будет лететь быстротечно. Мне кажется, что время превращается в  сделанные нами дела, время превращается в историю, история фиксируется в памяти. Память – вещь  краткосрочная – в документах, на плёнках и так далее, и так далее. Время превращается в то, что мы  с ним делаем, что мы успели и сумели с ним сделать. Надо ценить любую секунду, любое мгновение  своего дня, своего года, своей жизни. (Из фильма-концерта «Безымянная планета», 2001 г.)

***

Иcключитeльнocть тoгo или инoгo плacтa вpeмeни, eгo apoмaт и cлaву, фaкты и лeгeнды coздaют  люди, eгo нaceляющиe. Выcaдкa пepвыx eвpoпeйцeв нa aмepикaнcкий мaтepик былa нe мeнee вaжным  иcтopичecким coбытиeм, чeм выcaдкa чeлoвeкa нa Луну. Пocлeдcтвия пepвoгo из упoмянутыx coбытий  мы нaблюдaeм ceгoдня, пocлeдcтвия втopoгo eщe гpядут. Нaши пpaдeды и пpaбaбки, мчaвшиecя пo  пыльным дopoгaм нa пepвыx пapoвыx aвтoмoбиляx c уму нeпocтижимoй cкopocтью 35 килoмeтpoв в чac,  ликoвaли нe мeнee шумнo, чeм пepвыe пaccaжиpы cвepxзвукoвoгo «Кoнкopдa». И элeктpичecкaя лaмпoчкa  Эдиccoнa cтaлa для eгo coвpeмeнникoв нe мeньшим пoтpяceниeм, чeм для нac – клoниpoвaннaя oвeчкa Дoлли.  Пepвoпeчaтaниe и пpoцecc pacпpocтpaнeния пeчaтнoгo cлoвa cтoль жe вeлик, кaк и вoзникнoвeниe вceмиpнoй  ceти Интepнeт.
Вpeмя, кaк извecтнo, cубcтaнция cугубo физичecкaя и, cтaлo быть, бeccтpacтнaя. Бeздумнo и нeзaтpуднитeльнo в oдин и тoт жe oтpeзoк бытия Вeчнocть являeт миpу из лoнa cвoeгo вeличaйшeгo злoдeя Адoльфa и гeниaльнoгo мыcлитeля Альбepтa. Энepгия нeзaуpяднoгo умa oднoгo мaкcимaльнo уcтpeмлeнa пo вeктopу злa. Уcилия вeликoлeпнoгo умa дpугoгo – нa пoзнaниe фундaмeнтaльныx cвoйcтв пpocтpaнcтвa, мaтepии и тoгo жe Вpeмeни.

(Из предисловия к книге Дмитрия Гордона «Герои смутного времени», 2002 г.)

***

Мы, люди, нaдeляeм Вpeмя cвoйcтвaми, взятыми у ceбя. Вpeмя жecтoкo! – вocклицaeм мы, Вpeмя нeумoлимo! Вpeмя пoлзeт (кoгдa ждeм), Вpeмя лeтит (кoгдa oпaздывaeм). А Вpeмя пpocтo cущecтвуeт в oтпущeнныx eму миpoздaниeм пapaмeтpax, и у кaждoгo вeкa ecть тoлпы, угpюмo бpeдущиe нa пoвoдкe у Вpeмeни, и ecть гeнии, пoгoняющиe этo caмoe Вpeмя плeтью любoпытнoгo, пpoникнoвeннoгo умa и ocтpиeм блиcтaющeгo тaлaнтa. (Из предисловия к книге Дмитрия Гордона «Герои смутного времени», 2002 г.)

 


«Услышать сердце человека
Возможно только в тишине...»

***

В  сущности ведь, самое главное, что отличает человека как вид, как homo sapience от всех остальных тварей, от всех прочих живых существ, придуманных и созданных Мирозданием – его бесконечная попытка познать себя: «Кто я? Зачем я?» (Из программы «Парадиз-коктейль», 1991 г.)

 

***

Человека отличает жажда самопознания… Тем не менее я далёк от мысли, что каждого человека мучит эта жажда. Но достаточно много людей хотят узнать своё место в этом мире, свои возможности, возможности самореализации. (Из программы  «Парадиз-коктейль», 1991 г.)

***

На земле столько интересных сфер и точек приложения человеческих усилий, что, имея в своём распоряжении пятьсот–семьсот лет, наверное, можно было бы попробовать себя во многих и многих профессиях, во многих и многих вещах.

(Из док. фильма «Обратная сторона», 2000 г.)

***

С определенного возраста всех нас в своих воспоминаниях тянет в детство. И это понятно. Это время веры и чистоты, время мечтаний, ожиданий и надежд. Владимир Набоков как-то заметил, что детство — самая лучшая пора, а вся оставшаяся жизнь - лишь воспоминания о ней.

(Из интервью газете «Санкт-петербургский курьер», 2006 г.)

 

***

Юность и молодость хороши своим ожиданием. Все, что в этом возрасте происходит — происходит впервые. (Из интервью журналу «Бульвар»,  2009 г.)

***

То восприятие мира, которое ты актуализируешь в себе на протяжении какого-то времени, долгих лет, оно, конечно же, требует выплеска, оно, конечно же, требует того, чтобы выразить его как-то, определённым доступным способом. (Из док.. фильма «Обратная сторона», 2000 г.)

 

***

Думаю, не стоит ломать сущ­ность людей, которые не укладыва­ются в рамки привычного и не прием­лют формул: делай как все, не вы­ходи   за   рамки  дозволенного. (Из интервью газете «Рабочий Кронштадта», 1987 г.)

 

***

Есть люди, которые идут по жизни бодрыми, весёлыми, оптимистичными в любой ситуации – всегда чувствуют себя хорошо, не слишком печалятся по поводу всевозможных жизненных горестей и неприятных обстоятельств, а есть люди, которые по жизни  несут трагическое её ощущение, ощущение неизбежного конца бытия. (Из программы «Встреча в Останкино с В.Леонтьевым», 1999г.) 

***

Человек – существо изначально грешное, и прежде чем, тыкать пальцем на чужие грехи, надо сначала порыться в своих собственных.  И тогда окажется, что все мы грешники – братья и сестры. Вот такая восточная мудрость, которая сегодня очень даже вписывается в то состояние общества, в котором все мы живем. (Из программы «Валерий Леонтьев. Монолог «Фотограф сновидений», 1999 г.) 

 

***

Гpex кудaxтaть нa cвoю жизнь и, зaнимaяcь caмoкoпaниeм, aнaлизoм coбcтвeннoй личнocти oпpaвдывaть cвoю душeвную нeуcтpoeннocть.  (Из статьи «Я – эгоист?»,2004 г., официальный сайт)

***

Самобичевание – это плохо. Самоанализ и критический подход к себе – это хорошо. (Из интервью газете «Московский комсомолец», 1986 г).

***

Две стороны самокопания: одна сторона – это возвеличивание собственной личности, когда копаясь в себе, ты доходишь до того, что «я - потрясающий, я - замечательный, я - единственный и неповторимый». И вторая опасная сторона самокопания – это уничтожение собственного эго, когда ты приходишь к мысли, что ты – ничто и никто, ты приходишь к мысли,  что ты – песчинка, совершенно незначительная, неинтересная, невнятная; никому ненужное серое существо. (Из док. фильма «Обратная сторона», 2000 г.).

 

***

Если вы покажите мне человека, которому уютно на земле, это будет исключением. Сегодня вряд ли кому-то уютно жить на земле, потому что обилие проблем – социальных, экономических, устройства жизни, дум о завтрашнем дне… (Из программы «Кафе Руслана Раевского», 1997 г.)

 

***

Это время мне кажется самым неуютным, потому что наступили времена как никогда тревожные, времена не только политических воин, религиозных междоусобиц, социальных потрясений, но и времена воин этических - не улица на улицу, а мораль на мораль, этика на этику. Мне кажется, что сегодня ко всем потрясениям, которые мы переживаем, прибавилось еще и это: обострилось неприятие чужого образа жизни.  

(Из программы «Без протокола», 2002 г.)

 

***

Все, что произошло с нами, с человечеством за столько лет — ради чего? Для чего люди гибли, что-то совершали, строили и созидали? Наверное, не только ради жирного куска колбасы... Я это называю светлым будущим без привязки к коммунистической идеологии. Человек слаб, жаден, завистлив. Он совершает дикие поступки, и его сознание находится на уровне пещерного развития: всех растолкать локтями и схватить кусок. Примеров сколько угодно. Далеко ходить не надо. <…> Но все-таки... Есть и другие люди.

(Из статьи «Белая ворона, или человек за кулисами», 1989 г.)

***

Я прихожу к мысли, что человек – одна из промежуточных стадий на пути Совершенства.

(Из программы «Парадиз-коктейль», 1991г.)

 

***

Совершенство – это некий абсолют, это фикция, к которой мы стремимся, это мечта. Совершенства невозможно достигнуть хотя бы потому, что само Совершенство не имеет пределов. Мы просто делаем попытки приблизиться к этому состоянию. (Из программы «О шестой жизни и не только», 2003 г.)

 

***

Значительность человеку добавляет его внутренняя насыщенность, его внутренняя наполненность, как говорят, содержание.

(Из фильма сайта  «Дельтаплан» «По дороге на Олимп», 2009 г.)

***

Поднимитесь над суетой, читайте умные книги. (Из фильма сайта «Дельтаплан» «По дороге на Олимп», 2009 г.)

***

То, что мы читаем – тем мы и являемся.  (Из программы «Рандеву со звездой», 2001 г.)

***

В  суете всегда теряешь – себя, прежде всего, своё собственное внутреннее наполнение. (Из программы «Парадиз-коктейль», 1991г.)

***

Назначение  человека в жизни – сохранить гармонию с окружающим миром. (Из интервью газете «Антенна», 2011 г.)

 

***

Нужно больше знать о себе: о жизни своего духа, о жизни своей души. Все беды, как мне кажется, в мире всегда были от недостатка знания, от нежелания  знать что-то и уметь.  От невежества - любая беда. (Из интервью «Программе А», 1992 г.)

 

***

Основной мотор человеческий – это хотеть жить,  испытывать интерес к тому, что происходит вокруг тебя и в тебе самом.  (Из фильма сайта «Дельтаплан» «По дороге на Олимп», 2009 г.)

 

***

Всё проходит, но остаётся любопытство по отношению к тому, что будет завтра. Если бы существовала такая занавесочка в физическом смысле, которую отодвигаешь и хотя бы одним глазом подсматриваешь – что будет завтра…  Вот это любопытство и двигает человеческой жизнью и прогрессом вообще. Любопытство – один из самых серьёзных двигателей прогресса.  (Из интервью для программы «Доброе утро», 2001 г.)

 


«Обитель доброты, нас приюти,
Душе покой ты возврати,
Неси скорее сети зла в объятия тепла...»

 

***

Добродетель – это любить людей, быть верным. Добродетель – это иметь определенный моральный кодекс (такое смешное старое словосочетание!). А вот потрясать этим моральным кодексом – уже грех, поскольку мне всегда казалось, что моральный кодекс – это не багажная тележка, которую катят впереди себя. Грех – издеваться над слабым.

(Из интервью газете «Калейдоскоп», 1997 г.)

***

На мой взгляд, дистанция между добром и злом, безусловно, увеличивается. Добро пытается убежать, насколько ему позволяют ноги. Но ноги у добра с каждым днем слабеют. Зло же растет в своей массе, в своем упорстве, в своей агрессии, в своей наглости, оно набирается сил, догоняет добро, но пока дистанция еще держится.

(Из интервью «Я хотел бы жить в далеком-далеком будущем», 1995г.)

***

Порой грань между добром и злом очень размыта, и то, что кажется нам добром, оказывается полной ему противоположностью. (Из статьи «Вечный странник»,2004 г., официальный сайт)


***

Зло изначально заложено в человеческой природе и благодаря злу могут существовать такие понятия, как альтруизм, доброта и самопожертвование. Не будь зла, мы бы не испытывали этих великих порывов полярного чувства доброты.

(Из программы «Без протокола», 2003 г.)

***

Семена порока и добродетели посеяны созиданием в каждом из нас. В разных пропорциях, разумеется. Преобладание тех или других объясняет ситуацию, когда один человек в гневе говорит другому: уйди, я не хочу тебя видеть! А другой в той же ситуации берет в руки топор и использует его по назначению. Примеров не счесть – включите телевизор. Что же касается актерской игры, то, на мой неискушенный взгляд, изображать зло легче, чем добро. Зло, как нравственная константа, активно и преподносится, соответственно, активными выразительными средствами – взгляд, жест, поза, фраза, интонация. Попробуйте сделать грим злодея, - уверен, у Вас получится. И попробуйте сделать грим доброго, сердечного, отзывчивого человека – окажетесь в затруднительной ситуации. Для того чтобы зритель поверил в добродетель, актеру необходимо изъять в себе весь запас доброты и заполнить им себя до края, используя при этом как можно меньше слов. Но это всего лишь мои представления, и они могут быть справедливы в условиях театральной сцены и съемочной площадки на протяжении двух часов. В реальности, порой, уходят годы на определение границы между добром и злом. Кому ведома до предела глубина собственного «Я»? Кому ведомо, есть ли она вообще? (Из статьи «Вечный странник»,2004 г., официальный сайт)

 


«Я не люблю, если сладко лгут,
Если сзади бьют, если предают…»

 

***

<...>Предательство, хамство и весь тот комплекс «прелестных» человеческих черт, которые проще охарактеризовать одним словом — свинство.

(Из интервью «Я хотел бы жить в далеком-далеком будущем», 1995 г.)

***

Меня угнетает серость, глупость, неумение и нежелание дать немножко тепла своему ближнему – это самые неприятные вещи, говоря о нравственных категориях. Конечно, существует война, существует смерть, существует предательство, вероломство и так далее.  Но такие вещи уже не будем трогать. А вот то, с чем мы сталкиваемся каждый день: всё это очень печально. (Из программы «О шестой жизни и не только», 2003 г.)  

 

***

Не люблю равнодушного любопытства к чужой беде. Не люблю склок, интриг, скандалов – этих спутников звездности. Не люблю, когда «понт дороже денег» <...>  Убивает, когда уходят с фильмов Тарковского и говорят: «какая муть». Или гогочут, когда надо плакать. Вообще я не люблю того, что во все времена не положено было любить. (Из статьи «Валерий Леонтьев: «Не люблю равнодушного любопытства», 1989 г.)

 

 

«Дари, дари судьба, родные лица,
И, если у друзей беда случится,
Пусть только позовут меня они -
И я приду»

 

***

Дружба – это такая субстанция, которая требует предельного внимания к человеку, требует проводить огромное количество времени вместе, требует немало энергии.

(Из статьи «Валерию Леонтьеву 47!», 1996 г.)

***

Дружба - это умение чувствовать человека без каких-либо объяснений, жертвовать чем-то ради друга.  (Из интервью газете «Антенна»,  1999г.)

 

***

Дружба требует присутствия, требует ощущение человека, требует постоянного общения. Дружба разваливается, когда нет общения. (Из программы «Без протокола», 2002 г.)

 

***

Лучшe cчитaть, чтo ты пoзнaкoмилcя c вeликoлeпным чeлoвeкoм, cocpeдoтoчиeм вcex лучшиx чeлoвeчecкиx кaчecтв, oткpытьcя eму нaвcтpeчу, чeм зapaнee oщepитьcя, oкpыcитьcя, выпуcтить кoгти, вздыбить шepcть и oтнecтиcь к нeму, кaк к дepьму. (Из статьи «Я - эгоист?», 2004 г., официальный сайт)

***

Вообще, люди гораздо лучше, чем принято о них думать. В каждом человеке есть очень много хорошего, доброго, положительного, светлого. (Из интервью в рамках программы «Шоу звезды», 1997 г.)

 

***

Я больше всего в людях ценю деликатность, бережное отношение к другим людям.

(Из интервью газете «Советская культура», 1986 г.)

***

Очень важно, когда у вас есть человек, которому вы можете, смело, что называется, плакать в жилетку. У каждого должен быть такой человек, которому, не стесняясь, можно сказать то, о чём стесняешься подумать сам. И тогда любые беды, любые жизненные ситуации вполне разрешимы. (Из программы «Кафе Руслана Раевского», 1997 г.)

 

***

У человека не должно быть много друзей, потому что такое понятие, как друг, включает в себя слишком много. Если есть один близкий человек - этого вполне достаточно. Остальные пусть будут приятелями, знакомыми.

(Из интервью   газете «Ленинская смена», 1988 г.)

***

Нужно многое терпеть, нужно иметь такое качество, как терпимость, привыкание к среде, которое совершенно необходимо, когда живёшь в обществе и когда общаешься с тысячами людей.

(Из программы «Без протокола»,.2002 г.).

 

***

В одной песне поется: «Ты меня понимаешь, а я понимаю тебя». По-моему, это очень важная формула человеческого общежития на земле.

(Из статьи «Валерий Леонтьев. Новый сюжет», 1986 г.)

***

Лучшее человеческое взаимопонимание можно определить так: мы сидим вдвоем, произошло какое-то событие, и нам не нужно это обсуждать. Мы только посмотрели друг на друга - и все поняли. (Из интервью газете  «Московский комсомолец», 1999 г.)

 

***

Человек с человеком вполне может договориться и сосуществовать, по крайней мере, в состоянии нейтралитета – без всяких нападений, воин и вооружённых столкновений. (Из программы «Музыкальный ринг», 1997 г.)

 

***

Люди должны общаться глазами. Люди должны, вообще, как можно меньше говорить. Глаз вполне достаточно. (Из программы «Парадиз-коктейль», 1991 г.)

 

***

Слова? Нет. Не нужны слова. <…> Порой посмотрит на тебя какой-нибудь человек по-доброму, пожмет твою руку крепко и никаких слов не произносит. Но так пожмет руку, так посмотрит, что ты понимаешь: он желает тебе самого наилучшего, он верит в тебя, он любит тебя.

(Из интервью газете  «Московский комсомолец», 1986 г)


«Одиночество, праздник мой,
Подари скромный свой наряд…»

 

***

Одиночество – состояние, совершенно необходимое каждому творческому человеку. Чувствовать себя одиноким не в том плане, что не с кем словом поделиться, не в том плане, что не можешь найти единомышленника. А поймать ощущение, что ты один такой, что ты не знаешь себя, погибаешь, может быть, в попытках познать себя, докопаться до собственной глубины – что в тебе есть ещё такого, чего не знают о тебе люди, чего не знаешь ты сам о себе? Вот это ощущение невычерпанности, собственной непознаваемости, оно и дает художнику, артисту возможность создавать какие-то новые интонации, создавать правдивые интонации, больные какие-то слова произносить таким необычным голосом, который услышат, который запомнят. Понимание собственного одиночества превращается в искренность. (Из фильма-концерта «Мои корабли», 2004 г.)

***

Когда мы говорим об одиночестве, мы, наверное, имеем в виду некий особый эмоциональный фон, особое состояние души. Не физическое одиночество, потому что у известного человека физического одиночества практически не существует.

(Из док. фильма «Обратная сторона», 2000 г.)

***

Творческая натура в силу особенностей своего мировосприятия, благодаря особенностям воображения автоматически невольно возводит хотя и неосязаемую, но все же ощутимую границу между собой и даже самыми близкими людьми, этакий романтический флёр то ли мечтателя, то ли отшельника… И в этом нет ни его вины, ни его заслуги.

(Из статьи «Вечный странник», 2004 г., официальный сайт)

 

***

Подобная декларация предполагает обычно сочувствие слушателя. А зачем оно? Одиночество – творческая необходимость. Испил его до конца - и написал пронзительную картину или спел песню, берущую за душу. Так что не жаловаться надо, а благодарить Создателя, что позволяет тебе иногда, все пережившему, быть пронзительным, притягательным, способным к сопереживанию.

(Из интервью газете «Союз. Беларусь-Россия», 2006 г.)

***

Одиночество может стать обретением гармонии с собой при наличии еще одной персоны – Бога и искренней веры в Него. (Из статьи «Вечный странник», 2004 г., официальный сайт)

 

***

Обращаешься, ну если не к Богу в буквальном смысле слова, как к какой-то, достаточно, материальной фигуре – к седенькому старичку, который с тучки пальцем грозит: «Смотрите! Видите себя прилично!» Нет. Обращаешься, наверное, скорее, к себе и к душе каждого человека, пришедшего в зал; обращаешься к Вечности; отдаёшь все силы свои эмоциональные, всё духовное напряжение, которое способен сгенерировать и отдать зрительному залу. (Комментарий относительно песни «Молитва», фильм-концерт «Дай мне уйти с тобой», 1990 г.)

 

***

Гармония с процессом бытия... Звучит не слишком развлекательно. И, тем не менее, предмет поиска предполагает: и работу, и попытки заглянуть за горизонт по имени «завтра», и попытки адаптации к ежедневной суете. А, кроме того, надежду открыть в себе новый, неведомый самому дар и наивную, вечную мечту о долгой и, так называемой, счастливой жизни.

А, также - неистовое желание увидеть суть вещей и событий, их взаимосвязь, назначение, их прошлое и будущее. (Из статьи «Вечный странник», 2004 г.,  официальный сайт)

 


«Сколько бы зим и лет ни минуло,
Какая бы даль не позвала,
Что бы в жизни ни было,
Что бы ни было,
Лишь бы ты, любовь, была»

 

***

Меня назвали певцом, который воспевает любовь. Это самое хорошее, что обо мне могли сказать. Это самое крепкое, самое сильное, самое опрокидывающее чувство, которое питает любого человека, а художника, творческую личность – в особенности. (Из интервью в рамках программы «Шоу звезды», 1997 г.)

***

«Любовь» – понятие настолько всеобъемлющее, так что я не берусь его дробить на какие-то отдельные составные части: это любовь к зрителю, другу, человеку, родственнику, женщине. Это миг, момент, как творчество. Но момент может растянуться на десятилетия. (Из интервью газете «Петровна», 1998 г.)

 

***

Миp eдин. Это oчeнь нeпpocтoй миp, в кoтopoм cущecтвуют и мужчины, и жeнщины. С oднoй cтopoны, ecть ecтecтвeнныe «пpocтыe» биoлoгичecкиe oтнoшeния мeжду пoлaми, a c дpугoй cтopoны, oни oчeнь oтягoщeны и дpaмaтизиpoвaны пpoблeмaми нpaвcтвeннocти, пopядoчнocти, ceмьи. Этoт миp oчeнь тpудный. <…> У нpaвcтвeнныx пpoблeм в oтнoшeнияx мeжду мужчинaми и жeнщинaми cвoя cпeцификa. Пpoблeмa нpaвcтвeннocти - пoдeлюcь я куcкoм xлeбa или нeт c чeлoвeкoм нeтpудocпocoбным - этo oднa пpoблeмa. И coвepшeннo дpугaя пpoблeмa: кaкиe у мeня вoзникнут взaимooтнoшeния c чeлoвeкoм, кoтopoгo я бpocил или кoтopый бpocил мeня. Здecь paзнaя этикa. А нaциoнaльнocти мы вce oднoй: вce мы чeлoвeки. (Из интервью журналу « Культ личностей», 2002 г.)

 

***

О любви нельзя сказать, что она состарилась. Она или существует, или её нет. Любовь не стареет и не изнашивается. Изнашиваются инстинкты. (Из программы «Формула любви», 2009 г.)

 

***

Что значит «последняя любовь»? Кому дано предугадать? Любовь — всегда первая, всегда новая, всегда свежая, всегда полная надежд. Я никому не пожелал бы последней любви. (Из интервью газете «Санкт-петербургский курьер», 2006 г.)

 

***

В любви приятнее самому любить, чем быть любимым. Желание быть любимым — это проявление эгоистичности. Человек хочет быть любимым и должен им быть. Но любить самому — мне кажется, это богаче. Тогда человек начинает чувствовать тоньше, глубже. Говорят же: «Душа обязана трудиться». (Из интервью журналу «Теленеделя», 2009 г.)

 

***

Семья в моём представлении – это опора, это надежда, это тот источник силы,  теплоты и любви из которого человек должен черпать свои дальнейшие возможности: свою дальнейшую возможность жить, творить. (Из программы «Пока все дома», 1993 г.)

 

***

Любовь, привязанность, какая-то эмоциональная опора в жизни обязательно должна существовать, иначе работа превращается в притворство, просто в набор профессиональных приёмов для того, чтобы… обмануть зрителя. (Из интервью газете «Моя семья», 2002 г.)

 

***

Дарите cвoим близким oдну ceкунду cчacтья в дeнь, и oнa к вaм дecять paз вepнeтcя. (Из статьи «Дарите cвoим близким oдну ceкунду cчacтья в дeнь», официальный сайт)


«Счастлив лишь тот, кому в осень холодную
Грезятся ласки весны.
Счастлив лишь тот, кто про долю свободную
В темной тюрьме видит сны»
 
*** 

Возможно, вся человеческая жизнь - всего лишь долгий сон. Возможно, мы всего лишь снимся друг другу. Для творческих людей особенно размыта грань между сном и реальностью. И самые сильные ощущения, как мне кажется, человек испытывает во сне. Что может быть, например, ярче, красивее ощущения полета? (Из интервью газете «Фактор», 2000 г.)

 

***

Зов полёта, наверно, одно из самых сильных человеческих чувств, мотивов, и побуждений, которые заставляют человека и артиста в том числе, тоже делать какие-то вещи, которые он не делал вчера. Так что давайте пытаться летать! (Из фильма-концерта «Безымянная планета», 2001 г.)


***

Счастье – мгновенно. Иначе мы никогда не смогли бы выделить его из других состояний. (Из статьи «Вечный странник», 2004 г., официальный сайт)

 

***

Все желают счастья, а потом все говорят: «А где же это счастье? Не было счастья, не было». Было, было. Просто счастье настолько призрачно, настолько секундно (оно еще короче секунды), но тем оно и знаменито, тем оно и ценно. Оно промелькнуло… Не забывайте его, не забывайте его замечать, храните ощущение счастья в своей душе каждый день и даже во сне.  (Из интервью для новогоднего выпуска программы «Утренняя почта», 2004 г.) 

 

***

Человек способен в жизни испытывать самые разные удовольствия, иметь самые разные поводы для радости, но, наверное, одно из самых больших удовольствий – это дело, которое ты любишь, это работа, на которую ты идешь с удовольствием. Ну, уж если не всегда, скажем, не буквально каждый день идешь на работу с удовольствием, то, по крайней мере, с удовольствием с неё уходишь – с осознанием, что всё сделано хорошо, так как надо. (Из фильма-концерта «С Днем рождения, Фотограф сновидений!», 1999 г.)

 

***

Я мечтаю, чтобы у всех было всё. Так не бывает, но мне позволили мечтать, вот я и мечтаю. Я мечтаю однажды проехать по такой улице, на которой не будет больных, убогих, калек, несчастных, обездоленных людей, с протянутой рукой просящих подаяния. А когда я вижу на улице бабушку, старую женщину, я думаю о том, что мир устроен несправедливо. Я представляю, что какое-то количество лет назад эта бабушка была юной, красивой, полной жизни и энергии женщиной, и она была предметом страстей, объектом чьих-то сильнейших желаний, и я мечтаю о том, чтобы женщины молодые никогда не превращались в старушек. Они всегда должны оставаться молодыми, красивыми, желанными. И чтобы, как у Стругацких, на Земле было такое место, где лежит Золотой Шар. Каждый может туда добраться и попросить у этого Шара то, чего он хочет. И желание исполнится. (Из программы «Аншлаг. Бочка мёда», 1999 г.)



«Искусство служит людям вечно,
Когда добро и человечность
Сильнее зла, сильнее смерти.
Ну как искусство не любить?!»

 

***

Искусство в чём? В том, чтобы поднять обыденное до вечного. С этой точки зрения Шекспир был конъюнктурщиком и Лев Толстой тоже, потому что Шекспир обличал в «Ромео и Джульетте» дикие общественные и социальные нравы своего времени, а Лев Толстой заклеймил войну 1812 года. Но они сделали это гениально и подняли обыденное до вечного, до настоящего искусства. (Из интервью газете  «Московский комсомолец»,  1990 г.)

***

В годы, в которые мы живём, к сожалению, всех научили тому, что такое «Stimorol», но уверяю вас, что если бы во время этих рекламных пауз давали бы музыку Вагнера, то рано или поздно страна запела бы «Лоэнгрина». (Из программы «Без протокола», 2003 г.)

***

У меня ощущение полного хаоса в отношении того, что происходит в поп-музыке, и что меня более всего огорчает – это крен в сторону упрощения и примитивизма. Хотелось бы, чтобы поп-музыка шла по пути усовершенствования и усложнения. (Из интервью в рамках фестиваля «Песня-95», 1995 г.)

***

Мне кажется, что раньше – в прежние годы авторы аккуратнее относились к музыке. Сегодня больше возможностей, но мне кажется, что мы теряем очень важное свойство для поп-музыки – мелодизм. <…> Неповторимого всё меньше и меньше. Всё повторяется. (Из программы «О шестой жизни и не только», 2003 г.)

 

***

Было время, когда мы – певцы, музыканты, артисты делали жанр, создавали его. А сегодня ситуация, как карта перекинулась. Сегодня всё наоборот: жанр «лепит» артистов, певцов, певиц, которые удобны и угодны сегодня, а завтра во второй половине дня уже не удобны.  (Комментарий в рамках док. фильма о жизни и творчестве О. Кормухиной «Встреча», 2010 г.)

 

***

Мне было необыкновенно интересно столкнуться с миром кино. Сначала в маленьких эпизодических моментах. <…> В 1992 году я сыграл главную роль в фильме «Экстрасенс». <…> Тогда я узнал, что существует потрясающий, глубокий, огромный, всепоглощающий – другой мир, где человек, актёр каждый раз узнает о себе что-то новое. (Из д/ф: «Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева»,  2003 г.)

 

***

Роль предполагает буквально соитие с образом, соитие с предполагаемым персонажем: в коже, в теле которого необходимо прожить определенное время. (Из программы «Музыкальный ринг», 1997 г.)

 

***

Что я люблю в кино? Прежде всего, для меня интересны такие художники - величайшие исследователи глубин человеческой психики: Феллини, Висконти, Пазолини, Антониони. Это серьёзное, большое кино. Наряду с этим, я выбираю фантастические фильмы. Почему я люблю фантастику? За возможность хотя бы на пару часов оторваться от той реальной обстановки, в которой все мы существуем. Вы знаете, просматривая фантастические фильмы, волей-неволей ставишь себя на место героя и думаешь: «А как бы ты себя повёл в этой необычной, невозможной ситуации?» Очень люблю фильмы Стивена Спилберга – легкие, развлекательные, красивые… Но за этой развлекательностью, у этого художника, как правило, стоит гуманнейшее отношение в человеку. Сначала доброта, а потом приключение. (Из программы «Парадиз-коктейль, 1991 г.)

 

***

В театре человек «прикрывается» ролью, написанной для него; в кино он «прикрывается» ролью; в опере он поёт партию, которая ему предписана, а на эстраде выходит певец, который выбрал материал сам – по своему разумению, в соответствии со своими душевными потребностями, своими умственными запросами. Таким образом, в песне человек ближе всего к своему естеству – ни ролью не «закроешься», ни гримом, ни костюмом. Уже твой выбор репертуара, твои интонации, твой способ подачи материала говорят о том, каков ты есть на самом деле. Нужно уж научиться здорово претворяться для того, чтобы придумать для себя сценический какой-то образ и свято его блюсти, а за кулисами быть совершенно иным человеком (скажем, злобным, хитрым); на сцене же – добрым, доверчивым, открытым, искренним. Я думаю, что это не многим удаётся. (Из фильма-концерта «Мои корабли», 2004 г.)

 

***

Для творческого человека самое главное – ощущать внутреннее движение, неуверенность в себе совершенно необходима: сомнения, колебания, необходим поиск, необходима возможность развернуть границы собственного «я» - выйти за рамки того привычного, что ты делаешь каждый вечер. Критика, если она профессиональная – вполне приемлема. (Из программы «Музыкальный ринг», 1997 г.)

 


«Манящая огнями сцена...
Здесь каждый ждет признания и славы,
Здесь нет ни деда, ни отца, ни сына,
Все равные - и сильные, и слабые.
Концерт идет…»

 

***

Сцена дарит столько моментов, столько самых различных состояний, в которых ты себя ощущаешь и королем людей, находящихся перед тобой в зале, ощущаешь себя и жалким, презренным  рабом, служащим для их удовольствий. Все эти ощущения не только чередуются друг за другом, они могут и в один момент наступить. (Из программы «Валерий Леонтьев. Монолог «Фотограф сновидений», 1999 г.) 

 

***

Мой герой – это человек нынешнего дня, говорящий, вернее – поющий о проблемах сегодняшних, человек искренний, сомневающийся, старающийся всегда быть правдивым. Все внешнее – и свет, и костюм, и все прочее – дает эмоциональную окраску, необходимую любому театральному зрелищу. Главная цель – воздействие на зрителя. На его ум – через эмоции, через его сердце. Суть остается. А образ – образ со временем меняется. Этого требует мода (разве можно ее игнорировать!), что-то нарождается, что-то отмирает…

(Из статьи «Валерий Леонтьев. Новый сюжет», 1986 г.)

***

Попытки костюмировать свой реальный мир – это попытки придумывать новый мир, попытка стряхнуть с себя обыденность. Костюм очень помогает создать настроение, словно маска. Тело, словно растворяется в этом костюме. Возникает ощущение, что ты вспоминаешь чью-то чужую жизнь, которая была давно, и в тоже время, она была с тобой, именно с тобой всё происходило. Костюм резко меняет манеру поведения. (Из программы «Субботний вечер с В.Леонтьевым», 1997 г.)

 

***

Сценический образ не может быть статичным. На каждом витке творчества необходим поиск, гораздо более напряженный и активный, чем раньше. (Из интервью газете «Рабочий Кронштадта», 1987 г.)

 

***

Имидж — не западная мода, а сце­ническое лицо артиста, которое во­лей-неволей  отражает  его  личность. (Из интервью газете «Рабочий Кронштадта», 1987 г.)

 

***

В своих концертах я стараюсь не просто исполнить определенный набор песен, а как бы сыграть маленький спектакль на тему «жизнь современного человека»: рассказать о его любви, мечтах, о том, что ему иногда бывает одиноко и грустно в стремительных ритмах большого города, и о той надежде, которую нам всегда дарит жизнь.

(Из статьи «Валерий Леонтьев: «Да здравствует ходьба и ежедневный бег!», 1987 г.)

 

***

Едва ли не основное качество любого художника – расширить рамки собственного «я». (Из фильма «С Днём рождения, Валерий Леонтьев», 1993 г.)


***

Я считаю своей основной задачей сегодня - выйти на сцену и сделать публике что-то такое, от чего она ещё два или три часа не будет помнить о ценах на колбасу и всех «прелестях» грядущего рынка. И уж совсем полный кайф, если они весь день и следующий будут относиться друг к другу немного лучше, чем вчера. (Из программы Леонида Воеводина «Судьбой дарованные встречи», 1999 г.)

 

***

Для каждого творческого человека работа – это единственное утешение, единственное средство от мерзости, от серости, от суеты и всего того негативного, что окружает нас все двадцать четыре часа в сутки. (Из программы Леонида Воеводина «Судьбой дарованные встречи», 1999 г.)

 

***

Мне кажется, что мои шоу несколько напоминают такие венецианские карнавалы, в которых есть всегда место надрыву, какому-то драматическому моменту. В общем, как наша жизнь и есть. Она  не бывает ни сплошным праздником, ни сплошным горем.

(Из программы «Наобум», 2002 г.)

***

Только общение со зрителем, только дыхание зрительного зала дает такой хороший кураж, импульс. Убрать зрителя из зала… Концерт для себя – это не только нелогично, но и похоже на бред, также точно, как отсутствие личности на сцене. (Из программы «Субботний вечер с В. Леонтьевым», 1997 г.)

 

***

Я люблю пустые залы после концерта, выйти на сцену, взять какой-нибудь стульчик из-за кулис, устроиться тихонько, спокойно и смотреть в пустой зал: он вовсе не пуст, он всё еще наполнен – там всё еще витают отголоски каких-то мыслей, чувств, эмоций. Этот зал всё ещё «гудит», несмотря на то, что там всё уже тихо. <…> И вот как раз в эти минуты, наверное, происходит если не самокопание, то может быть какое-то осмысление своей собственной профессии: были люди, были, много, шумели-шумели, цветы, ушли… Вот и думаешь – какой же фокус выкинуть в следующий раз, чтобы вам стало опять хорошо, чтобы было опять о чём поговорить. (Из фильма «С Днём рождения, Валерий Леонтьев», 1993 г.)

 

***

Что же такое зритель на концерте? Фанаты, поклонницы, сдержанные, интеллигенты, пришедшие по случайности, любящие, немного безразличные… Вопрос только в том – когда я обращаю в свою веру: в начале концерта или попозже. Попробуйте раскрепоститься и почувствовать музыку, температуру, танец… (Из программы «Субботний вечер с В.Леонтьевым», 1997 г.)



«Только три минуты длится песня -
Вспыхнет и погаснет, как звезда…»

 

***

Я пою о вещах простых и понятных каждому человеку, о таких нравственных категориях, на которых мы воспитывались с детства,— родина, жизнь, смерть, война, мир, любовь, мать, дружба. Пою о том, о чем человек пел всегда, о том, что его волнует, о сегодняшнем дне. Стараюсь выражать это самыми разными средствами, которые может и должен иметь актер сегодня в своем исполнительском арсенале. Темы вечные, старые как мир и всегда волнующие. Появляются, конечно, и новые: жизнь идет, что-то меняется. Когда-то не могли петь песню «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы». Потом она прочно вошла в нашу жизнь. Сегодня действительность «подбросила» еще одну тему — «звездных войн», и артист не может не говорить о ней. «Мир ждет добра и света», — пою я вместе со всеми людьми нашей планеты.
(Из интервью газете «Ленинградская правда»,  1986 г)

 

***

Какие бы песни я не пел, какие программы не составлял, я всегда хотел сказать людям о том, что надо быть добрее к тем, кого мы каждый день встречаем на улице. Такими я вижу в идеале человеческие отношения, когда человек находится в согласии не только с собой, но и обществом, природой. Чтобы он захотел и смог задуматься над тем - для чего он живет? Кто он в этой жизни? И зачем пришел на землю? Наверное, не только ради жирного куска колбасы? Наверное, ради будущего других поколений... (Из интервью газете «Музыкальный Олимп» ТАСС № 1,  1989 г.)

 

***

Я убежден, что основная задача песни – воспитывать слушателя, используя свои, только ей доступные выразительные средства. (Из статьи «Валерий Леонтьев. Новый сюжет», 1986 г.)

 

***

Я не уверен, что существует человек на сегодняшний день, существует такая личность, которая вправе делать серьезное заключение – чего в искусстве много, а чего в искусстве мало; что формирует правильно и что формирует неправильно. Если песня сегодня преобладает на концертной площадке, в отличие, например, от пятидесятых–шестидесятых годов, когда преобладал разговорный жанр, следовательно, у зрителя в этом есть какая-то необходимость, потребность – публика хочет слышать песни. Тем более в эти дни, в эти годы, в которые мы живем – когда запели уже не о цветочках, ягодках, тучках и облачках, а запели о каких-то очень серьёзных, проблемных вещах и люди хотят это слышать. (Из программы Леонида Воеводина «Судьбой дарованные встречи», 1999 г.)

 

***

Я понимаю тех людей, которые говорят, что рок нам не нужен. Они мотивируют это тем, что рок используется на Западе, на Западе рок популярен. Я думаю, что Запад или Восток сами по себе не рождают какую-то музыку, которая нам нужна или не нужна. Рок-музыка – это течение времени, это развитие прогресса. Мы в нашем развитии и развитии всей нашей цивилизации увеличиваем, ускоряем темп познания, увеличиваем накопление информации. В связи с этим появляется новая музыка. Она, как правило, более энергичная, более ритмичная. Поэтому возникает рок, и рок, сам по себе – это прекрасная, очень динамичная музыка и все дело только в том, какие тексты положить на такую музыку. <…> Существует антивоенный рок, рок в борьбе за мир. <…> При наличии интересного, необходимого текста, написанного на сегодняшние острые, животрепещущие темы, рок нам необходим. Это тоже мера воспитательного воздействия. Если нам нравится форма рок-музыки, то мы будем её слушать, а, следовательно, будем слушать то, о чем поётся. (Из программы «Музыкальный ринг», 1986 г.)

 

***

На     мой   взгляд,   рок     бога­тейшая   и   достаточно   серьезная   му­зыка. Рок со своей энергией, страст­ностью,  жесткостью  способен выра­жать   и   социальные    проблемы,   на­пример,     активно   бороться   за   мир. Рок    это  иная   вокальная  манера, иные   звукоряды,   иные   выразитель­ные средства. И новая эстетика кон­цертов требует новой эстетики ауди­тории. Целое поколение, воспитанное на     вальсах,     мазурках,     гармошке, частушках,   не   может   воспринимать рок.   Непонимание   порождает   враж­ду,  негативные  оценки:   «музыка ду­ховного оскудения». А зря. (Из интервью газете «Рабочий Кронштадта», 1987 г.)

 

***

Я приветствую рок во всех его музыкальных проявлениях, но мне бы хотелось напомнить тем, кто увлекается роком, что кроме этого обширного, интересного, энергичного и очень сегодняшнего пласта музыки существует еще целый мир – мир книг, мир искусства, мир классической музыки, мир, в конце концов,  поп-музыки, который идет параллельно с роком. (Из программы «Автограф», 1988 г.)

 

***

Чтобы получилась очень хорошая песня – нужны очень хорошие «родители» (композитор, поэт), нужен талантливый исполнитель, нужен талантливый аранжировщик и всё равно этого мало. Ещё нужны средства массовой информации, которые бы донесли это до слушателя, до зрителя. Сегодня этого, как правило, не происходит, потому что по-настоящему хороших, дорогих песен мало. Даже если они есть, то об их существовании просто не подозревают. Потому, что придумано слово «формат». А формат предполагает вхождение в заданные, кем-то придуманные рамки. Хотя всю жизнь, с другой стороны, нас воспитывали и прививали мысль, что главное не формат, а индивидуальность. Вот сегодня с индивидуальностью намучаешься. Лучше быть в формате, таким как все. Ну а если не в формате, значит, грозит забвение, молчание. Полезай в «формат», будь как все. (Из фильма-концерта «Мои корабли», 2004 г.)

***

Наш жанр для сегодня. Мы должны петь о том, что волнует нас сегодня и создавать такие песни, которые нужны нам сегодня. Придёт завтрашний день – придут новые песни и хорошо, если мы почувствуем их; хорошо, если мы сумеем донести их до слушателя и зрителя. (Из интервью в рамках фестиваля «Песня-86», 1986 г.)

 

***

Ты поешь песню в тысячный раз с такой же свежестью чувств, собственных ощущений – как будто ты только-только её услышал, впервые её спел. Эта вот свежесть своих собственных ощущений – она и дает тот самый заряд, который идет к публике и, слава Богу, если возвращается от неё. Это та самая подпитка энергетическая, то, чем мы живы на сцене.

(Из программы «Парадиз-коктейль», 1991г.)

***

Первая эстрада, как мне кажется, появилась так: сидело у костра первобытное племя, у которого было немного слов для общения, но они уже пели. Ночью у костра раздавался, скажем, полузвериный, получеловеческий вой. Таким образом человек выражал свою тоску по ушедшим соплеменникам и по ушедшим сородичам, или же бил себя только что обглоданной костью в грудь и издавал какие-то торжественные вопли. Это была торжественная песнь, веселая, равнозначная сегодняшней, допустим, клубной музыке какой-то или дискотечной. То есть, наверно, человек запел раньше, чем вообще произнёс первое слово. Это средство самовыражения - один из способов. <…> Предполагается, что это лёгкий жанр, предназначен для того, чтобы повеселить обывателя. <…>

(Из фильма-концерта  «Мои корабли», 2004 г.)

 

***

На самом деле, это правда и неправда, что публике всегда нужна «жвачка» попроще, послаще, повкуснее… Правда потому, что они легко принимают простой, доступный  материал. Но я знаю таких людей, которые после «Фотографа сновидений», который практически состоял из песен на стихи поэтов Серебряного века, стали читать этих поэтов и открыли их для себя. Может быть,  в какой-то степени благодаря мне. Поэтому я против общепринятого определения: «Публика – дура». Публика - дура, потому что из неё стремятся сделать дуру.  Но она не дура, когда она слышит что-то идущее от сердца, что-то талантливое, что-то серьёзное. (Из д/ф: «Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева», 2003 г.)

 

***

Публика права, в том, что она сиюминутно реагирует на происходящее. А завтра мнение зрителей  в отношении какого-то произведения, какого-то артиста, какого-то художника, писателя может измениться. Сколько таких примеров происходило в нашей истории, когда человека воспринимали в штыки, а потом поднимали как знамя, и наоборот, что происходит ещё чаще в наши дни. Так что публика права в своей сиюминутной ответной реакции на происходящее. (Из фильма-концерта «Мои корабли», 2004 г.) 

 


«Преодоленье - вот доля артиста,
Я жив, хоть не раз умирал,
Годы и страны мелькают как лица,
Жизнь - нескончаемый бал».

***

Эстрадный артист – это молодой человек, это сгусток энергии, это комок энергии.  Есть, разумеется, эстрадные артисты, которые очень долго остаются в своём этом самом лучшем возрасте, в своём самом лучшем качестве. Поэтому век эстрадного артиста определен заранее мерой таланта, умением трудиться и желанием быть. (Из д/ф: «Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева», 2003 г.)

 

***

Я с большим сочувствием отношусь к людям и с некоторой даже болью, с чувством сопереживания к звездной судьбе, которая начинается в детстве, в юности. Одним словом – в раннем возрасте, и, как правило, заканчивается раньше. Это всеобщее внимание, этот успех заканчиваются раньше, чем у людей, которые позже «всплыли на поверхность». Но во многом это зависит от творческого потенциала: если он огромен, если он велик, то человек, скажем, как Фрэнк Синатра - до последнего своего дня может быть в фокусе зрительского интереса. Есть люди, которые так мелькнут в юности: Робертино Лоретти - самый такой распространенный и популярный пример. Да и в России есть такие примеры и очень становится жаль… (Из интервью программе «Те, кто», 1998 г.)

 

***

Успех состоит из тысячи компонентов, которые могут в один миг соединиться и дать вспыхнуть звезде удачи, но гарантии, что это произойдёт, нет. Трудно идти к своей вершине, но и удержаться на ней ещё труднее. Готовых рецептов я не знаю. Но по себе могу сказать, что у меня нет в жизни ничего, чтобы не шло на пользу моей профессии. (Из интервью газете  «Вечерняя Москва», 1988 г.)

***

Мой первый совет - не спешить делать что-то необдуманное. Служение искусству - это совсем не манящий яркий «блеск», не фейерверк славы и популярности. Кроме постоянной ежедневной работы - это часто и разные неудобства собственной жизни. Так вот, прежде чем мечтать о сцене, по-моему, надо хорошо убедиться в том, что петь, жить искусством - внутренняя потребность, а не прихоть молодости. (Из интервью журналу «РАНОК», 1986 г.)

 

***

Как избежать ошибок? Не надо ставить перед собой такие цели. Научиться извлекать полезный опыт из всех ошибок – вот это другое дело. Учиться на собственных ошибках, верить в себя. Если петь нравится, то надо петь. А главное, надо действовать. Идти в самодеятельность, организовывать кружки, вокальные ансамбли, привлекать талантливых людей, умных советчиков. Нужно постоянно учиться на лучших образцах, но никогда им не подражать. С другой стороны, без трудностей нельзя. Помните японскую поговорку: «Если хочешь успеха, знай – только трудности помогут тебе его добиться. Если нет трудностей – купи их». (Из интервью газете «Московский комсомолец», 1986 г.)

 

***

Профессия актера, как известно, одна из самых публичных профессий, но, тем не менее, одна из главных составляющих этой профессии – «завеса» таинственности. Она совершенно необходима: как занавес на сцене необходим спектаклю, так актёру необходим «занавес» таинственности и скрытности. Когда о человеке знают всё – он становится неинтересен как прочитанная книга, как использованный лист бумаги, как любая понятая, раскрытая вещь. (Из д/ф: «Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева», 2003 г.)

 

***

Модным актёр всю жизнь быть не может, но современным быть обязан. (Из интервью в рамках фестиваля «Песня-86», 1986 г.)

 

***

Настоящий артист всегда «не формат», он всегда оригинален, если он личность, то интерес публики ему обеспечен надолго. Формат – это угода сиюминутным вкусам, он печется как блины. (Из статьи «Настоящий артист всегда «не формат», 2009 г.)

***

Профессия художника, а тем более профессия артиста, который выходит именно на сцену и гений которого сию секунду должна определить толпа – это, наверное, самая эгоистичная профессия, требующая внимания только к себе, к себе любимому, к своей дорогой персоне. Этим она и характеризуется. Как видите – эгоцентричностью, отсюда вытекает ревность к коллегам. Ревность в актерской среде дело привычное: надо стремиться быть лучше, чем другой, увы, иначе ты через некоторое время окажешься в «конце поезда». Все это и делают - стремятся быть лучше. Но существует такая вещь, как культура, как рамки воспитания. Все это надо делать, не выходя за эти самые рамки, оставаясь человеком культурным - стремиться быть, я бы сказал не «лучше», а «другим», отличным от своих коллег. Таким, чтобы тебя ни с кем не спутали, всегда выделили из десяти, из сотни, из тысячи артистов. Это уже будет твоей наградой, не забывая при этом о тех самых рамках культуры, о каких-то этических, эстетических ценностях, на основе которых и строится актерская профессия.

(Из программы «Валерий  Леонтьев. Монолог «Фотограф сновидений», 1999 г.) 

 

***

Я сторонник изменений в артисте. Глупо и смешно звучать так же, как и пять лет назад. Наш жанр этого не прощает. Это даже не требование моды, а развитие, изменение жанра. ( Из статьи «Валерий  Леонтьев: «Не люблю равнодушного любопытства», 1989 г.).

 

***

Природа артиста в том и состоит, чтобы всё, что он сегодня умеет, знает, способен почувствовать – всё отдать тому зрителю, который сейчас сидит перед тобой.

(Из программы «Парад парадов с В. Леонтьевым», 1997 г.)

***

Убежден: на сцене надо быть стремительным, необычным, ярким, запоминающимся. В самой природе кра­сочного, праздничного искусства эстра­ды — будоражить зрителя, заражать на­строением, приподнимать над повседнев­ностью. Самобытность певца, конечно, прежде всего, проявляется в песне. Но ему нужны и неординарная внешность, и эф­фектный костюм, умение легко и непри­нужденно двигаться. (Из интервью журналу «Сельская новь», 1987 г.)


***

Если ты хочешь докричаться до современников, ты должен кричать особенно проникновенно.

(Из статьи «Валерий Леонтьев: правила жизни», 2011г.)


***

Не последнюю роль играет талант. Его надо перемножать на ответственность перед зрителем и перед собственным именем, коль скоро оно завоевано за долгие годы работы. Плюс полная отдача своему любимому делу. (Из статьи «Настоящий артист всегда не формат», 2009 г.)

 

***

Любой артист, который позволил себе выйти к людям, позволил, чтобы на него смотрели, чтобы его слушали, чтобы ему задавали вопросы он кроме чисто своих профессиональных навыков (я имею в виду голоса, сценической манеры, репертуара) должен быть ещё и человеком, как минимум,  культурным. (Из программы «Музыкальный ринг», 1986 г.)

 

***

Культурный человек в моем представлении – это человек,  который совершенно четко, точно определил для себя границу своей личности и границу личности людей, окружающих его, и переступить через эту границу может только с их позволения. (Из программы «Музыкальный ринг», 1997 г.)

 

***

Кoгдa ты cлaвeн гoд, двa или тpи - этo пьянит. Ты cнимaeшь пeну. Кoгдa ты cлaвeн мнoгo лeт, ты нaчинaeшь пoнимaть, чтo cлaвa - этo oгpoмнaя oтвeтcтвeннocть. (Тaкoe нeмoднoe cлoвo – «oтвeтcтвeннocть», уcтapeвшaя тepминoлoгия, нo дpугoгo cлoвa нeт и нe мoжeт быть!) Имeннo oтвeтcтвeннocть!!! Пepeд тeми, в чьиx глaзax ты cлaвeн. И ceгoдняшняя cлaвa пpeдпoлaгaeт, чтo ты зaвтpa cдeлaeшь нeчтo тaкoe, oт чeгo ты будeшь cнoвa cлaвeн. Ещe бoльшe cлaвeн. Инaчe - этo ужe нe cлaвa. Этa гoнкa изнaшивaeт, пpитупляeт пoзитивнoe oщущeниe oт caмoй жизни, oт пpoцecca бытия.

(Из статьи «Я – эгоист?», 2004 г.,  официальный сайт)

***

Неоспоримый компонент хорошей популярности - умение трудиться изо дня в день. … И, главное, несмотря на все шишки, подзатыльники и удары судьбы, надо верить в себя и людей, которые тебя окружают. Без веры в чью-то добропорядочность в искусстве жить невозможно. И вообще жить невозможно.

(Из интервью газете «Ежедневные новости. Владивосток»,
2006 г.)

***

Легко только чай пить. И то потеешь. А все остальное — нелегко. Я думаю, в какой бы профессии человек ни был занят, если он делает свое дело крепко и хорошо, это всегда трудно.

(Из статьи «Валерий Леонтьев: «Я хотел бы жить в далеком-далеком будущем», 1995 г.)

***

Постоянно существует тема ответственности артиста перед зрителем. Зритель, публика постоянно предъявляют огромные требования к артисту, а особенно к известному артисту, к любимому артисту и она совершенно права.  Но, с другой стороны, как мне кажется, ведь и публика тоже должна иметь определенную долю ответственности, долю понимания по отношению к артисту, которого она знает, которого она любит, или даже не любит. Здесь уже вступают в свои права нравственные какие-то категории, моральные качества, состояние души каждого человека. Я считаю, что зритель – это соучастник того, что происходит с артистом на сцене. <…> Я призываю к взаимной ответственности, а не к односторонней. (Из программы «Автограф»,1988 г.)

 

***

Зритель тоже должен кое-что актёру: учиться понимать то, что ему предлагает актёр. (Из программы «Без протокола», 2003 г.)

 

***

Мечта каждого артиста – почувствовать ответную энергию, отдачу из зала. (Из программы «Парад парадов с В. Леонтьевым», 1997 г.)

 

***

Аплодисменты - это первый, самый яркий, самый шумный показатель, по которому артист может судить об уровне своего успеха. Кроме того, я получаю огромное количество писем, подарков, которые люди делают своими руками: свитера, поделки, рисунки… Все эти чрезвычайно трогательные знаки внимания дают артисту возможность рассчитывать на то, что его понимают и любят.

(Из интервью  1996 г., архив сайта «Безымянная планета Валерия Леонтьева»)

***

 


«Вы - наши зрители и судьи,
Вы - наши праздники и будни.
У вас в руках судьба артиста,
Законы сцены таковы» 

 

***

Мои поклонники разных возрастов, социального статуса. Среди них есть люди высокообразованные и совсем ещё молодые, не знающие жизни. И ведут они себя по-разному в общении со мной, реагируют по-разному на то, что делаю... Но все они лишены агрессии, негативной энергетики. И ещё им присуще одно качество, которое есть и у меня (поэтому мы в одной связке): вера в несбыточное; надежда на чудо, любопытство по отношению к завтрашнему дню.  (Из интервью газете «Вечерний Петербург», 2009 г.)

 

***

Мы на концерты, зачем ходим? Найти единомыслие, единочувствие. Возьмём, например, виноградную гроздь и посмотрим через неё на солнце. Один зёрнышки увидит, другой гектары  и возможность заработать на них, третий ощутит вкус вина, выпитого с кем-то… Мы все хотим найти человека, который думает и чувствует как ты. (Из интервью журналу «StarHit», 2011 г.)

 

***

Я четко понимаю, что не могу всем нравиться. И такая ситуация порождена не только различием во вкусах тех или иных людей, когда одни что-то принимают, а другие яростно отвергают. Это касается еще и внутренних убеждений, отношения к жизни вообще, а не только к манере эстрадного певца. Вероятно, я утверждаю отношение к жизни, с которым одни согласны, другие - нет. И это нормально. <…> Я не питаю к таким людям ответной нелюбви. Просто мне очень жаль, что они не понимают меня - и в основном по одной причине: отпугивает телевизионный Леонтьев. На экране отсутствует та атмосфера, которая создается в зрительном зале, что порождает отрицательное отношение ко мне. Это одна из возможных причин. Как правило, эти люди, увидев мои выступления, меняют свое отношение. Я счастлив, когда это происходит.

(Из интервью для газеты «Молот», 1989 г.)

***

Когда я стою в финале концерта, а аплодисменты все не смолкают, я понимаю, что счастлив не только я, но и те люди, которые не расходятся сразу, а выражают еще столько времени мне свою благодарность за то, что они смогли позабыть о своих проблемах, за ту светлую радость, за те два с половиной часа безмятежности, которые я смог подарить им. И еще я ловлю себя на мысли: «Господи! Это еще продолжается!» Буквально такая фраза в голове. Неужели эти сумасшедшие аплодисменты стоят целой жизни? И понимаю, что стоят. (Из интервью  «Я хотел бы жить в далеком-далеком будущем», 1995 г)

***

Зритель, который когда-то пошёл со мной по этой дороге, он до сих пор со мной. Присоединяются и новые люди. В группе привычных лиц, которые провожают или встречают меня, или стоят у дверей концертного зала, я вижу новые лица. Это меня очень радует. Мне совершенно необходимо эмоциональное эхо, которое приходит из зала. Если я его чувствую, во мне сразу вспыхивает костёр, источник какой-то, который меня питает. Важно почувствовать обратную связь, которая на тебя накатила, и тогда легко несмотря ни на что. (Из программы «Без протокола», 2002 г.)

***

Мой зритель — тот, кого легко обидеть, заставить плакать и смеяться. Человек эмоционально очень отзывчивый и податливый, всегда готовый откликнуться на то, что делаю я. (Из статьи «Дмитрий Гордон & Валерий Леонтьев. По душам», 1997 г.)

 

***

Мне бы хотелось видеть поклонников своими товарищами. Я более всего ценю в людях деликатность, бережное отношение к другим людям. (Из интервью  «Учительской газете», 1985 г.)

***

Я оцениваю благодарность публики по их сияющим глазам, по одному крохотному цветочку, который приносит женщина или девочка маленькая, по шарфику, который она связала, по шапочке, по куколке какой-то, которую она сама  слепила, по картине, которую он нарисовал. Конечно же, благодарность за букеты из сотен роз, которые дарят люди, которые, естественно, могут себе это позволить. (Из д/ф: «Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева», 2003 г.)

 

***

Я тоже люблю свою публику. В этом слове такая широкая гамма смысловых оттенков, значений! Скорее… я дорожу публикой. Я смотрю в зал и вижу светлые лица. (Из интервью журналу «Жанр-птица», 1993 г.)

***

Я получаю огромное количество писем, в которых люди не только говорят слова благодарности за ту или иную песенку. Я читаю слова, которыми люди пытаются выразить благодарность за какую-то духовную что ли, поддержку в определенный момент жизни. В определенный тяжёлый момент жизни, я оказывается, сам того не зная, кому-то помог. (Из программы «Кафе Руслана Раевского», 1997 г.)

 


«В один из дней весенних,
Тех дней, что не забыть,
Наедине со всеми
Хотел бы я побыть…»

 

***

Наверное, это будет вопрос… Вопрос, который был задан Шекспиром несколько столетий назад, и на который, увы, я тоже не знаю ответа, но хотел бы чтобы он прозвучал и может быть, кто-то из вас когда-либо найдёт на него ответ:

 

Как сохранить дыханье розы алой,

Когда осада тяжкая времён

Незыблемые сокрушает скалы

И рушит бронзу статуй и колонн?

 

О горькое раздумье!.. Где, какое

Для красоты убежище найти?

Как, маятник, остановив рукою,

Цвет времени от времени спасти?..

 

Как? (Из программы «Без протокола», 2003 г.)

 

 

Источники

 

Данное издание существует в единственном экземпляре и подготовлено на основе обработки видеоматериалов и прессы, размещенных  на сайтах фан-клубов:  

 

а также материалов официального сайта и иных Интернет-ресурсов.

 

Для формирования тематических разделов сборника использовались тексты песен: «Бабочки на снегу», «Время», «Сердце человека»,  «Созвездие добра», «Я не люблю», «Мои друзья», «Одиночество», «Жила бы любовь», «Сны беззаботные», «Премьера», «Сцена», «Три минуты», «Бал», «Наедине со всеми».



* Все высказывания приведены без искажений.

 

Составила Софья Судакова

 

Комментарии читателей:

cool.gala

Софья! Это великолепно! Вы порадовали меня бесконечно. Как бы хотелось, чтобы Ваш труд был издан отдельным сборником. Неужели не найдется спонсоров? А-а-у, найдитесь, пожалуйста! Для себя я обязательно сохраню этот материал. Спасибо Вам огромное.

Дата:2014-11-28 18:09:42

Цитата Ответить

Tanius

Софья, спасибо! Такой труд!!!

Дата:2014-11-24 21:16:06

Цитата Ответить

Л

:)Спасибо большое за такой уникальный материал:)

Дата:2014-11-24 14:38:28

Цитата Ответить

innalavanda

Спасибо Софья за проделанную работу. Я всегда знала, что Валерий Яковлевич человек с большой буквы, прочитав вашу подборку убедилась в этом ещё раз.

Дата:2014-11-24 00:09:06

Цитата Ответить

чёрно-белая волчица

Спасибо!
Великий человек-Валерий...

Дата:2014-11-23 20:28:41

Цитата Ответить

Люся

Дата:2014-11-23 15:23:56

Цитата Ответить

Дата:2014-11-23 13:42:24

Цитата Ответить

Кити

На поверхности лежит только видимое...Не случайно же,грех - это ни что иное - как оторванность от своих глубин...(говорят же, о пустом безответственном(перед Вечностью прежде всего) человеке - "поверхностный человек"!)... Валерий всё это понимает,потому и страдает...Значит,- Ж

Дата:2014-11-23 15:14:00

Цитата

Кити

Грех - это оторванность человека от своих глубин.(Антоний Сурожский )

Дата:2014-11-23 15:46:49

Цитата

АленаС Сафонова

Софья, спасибо огромнейшее за великолепный материал, за Вашу любовь и уважение к Артисту!

Дата:2014-11-23 13:32:37

Цитата Ответить

Валерия Лео

Софья,безмерное спасибо! Титанический труд с любовью к нашему Художнику!

Дата:2014-11-23 12:06:30

Цитата Ответить

Кити

Суть-то не в том - как красиво Валерий говорил...,а в том - что он ТАК Ж

Дата:2014-11-23 10:36:13

Цитата Ответить

маргарита_ЛВ

Спасибо огромное! Столько всего!...

Дата:2014-11-23 03:17:18

Цитата Ответить

Капелька

Софья! Примите и мои слова искренней благодарности!!! Читаю и получаю истинное наслаждение! Слушать Валерия всегда одно удовольствие, прекрасная речь! Всегда точно, четко, все выверено. Сразу видно человек думает, размышляет,анализирует, делает выводы,концентрирует и потому речь полна собственных афоризмов! Дают пищу для ума!Уверена будут читать, запоминать и цитировать!

Дата:2014-11-23 00:00:25

Цитата Ответить

ГА

Никто так не может говорить и петь, как гениальный, уникальный и единственный Артист и певец нашей эстрады Валерий Леонтьев! Спасибо Валерию Леонтьеву за уроки добра, скромности, долготерпения и его глубокий пытливый ум. Хочется бесконечно читать его филосовские размышления, это очень интересно, слушать и слушаться, вдумываться, думать, мечтать и верить во все хорошее и обратную связь, т. е. понимание. Спасибо Софья Судакова за проделанную работу - собрание размышлений Валерия Леонтьева, очень познавательно.! Спасибо за подборку фотографий Максиму Яковлеву.!

Дата:2014-11-22 23:24:04

Цитата Ответить

Кити

Во!Самое сродное мне: "Одиночество может стать обретением гармонии с собой при наличии ещё одной персоны - Бога и искренней веры в Него."

Дата:2014-11-22 22:59:53

Цитата Ответить

Ольга 1922

Спасибо, за проделанную работу! Действительно читаешь и практически все знакомо!

Дата:2014-11-22 22:20:32

Цитата Ответить

Софья Судакова

Друзья, спасибо за такие теплые отзывы о моей работе! Честно скажу - даже не ожидала такой мгновенной реакции. Очень тронута. :) Сборник составлен в 2012 году для подарка Валерию Яковлевичу к 40-летию творческой деятельности. Подборку фотографий, иллюстрирующих текст сделал Максим Яковлев. Если считаете нужным поделиться ссылкой на этот материал в социальных сетях, делитесь, конечно. Материал теперь принадлежит сайту и предназначен для популяризации творчества артиста.

Дата:2014-11-22 22:14:48

Цитата Ответить

Очень здорово!

Действительно...
В годы, в которые мы живём, к сожалению, всех научили тому, что такое «Stimorol», но уверяю вас, что если бы во время этих рекламных пауз давали бы музыку Вагнера, то рано или поздно страна запела бы «Лоэнгрина». (

Дата:2014-11-22 21:54:08

Цитата Ответить

Кити

Вот она ЦЕЛОСТНОСТЬ! Софья,я просто переполнена благодарностью к Вам!...СПАС

Дата:2014-11-22 21:47:02

Цитата Ответить

Айрин

Спасибо огромное.

Дата:2014-11-22 21:35:47

Цитата Ответить

Elena_33480

Огромное спасибо Софье за прекрасную работу, за предоставленный яркий, интересный и ценнейший материал философских размышлений любимого Артиста, Валерия Леонтьева, - гения в профессии,- мудреца в жизни,- ОН, словно маяк, сияющий в ночи!

Дата:2014-11-22 21:13:59

Цитата Ответить

Тави

Соня, огромное спасибо за такой труд! Практически всё знакомо; но - собранное вместе, так грамотно оформленное в темы - читаю, как откровение!

Дата:2014-11-22 21:12:08

Цитата Ответить

Тави

Соня, огромное спасибо за такой труд! Практически всё знакомо; но - собранное вместе, так грамотно оформленное в темы - читаю, как откровение!

Дата:2014-11-22 21:12:08

Цитата Ответить

NinAnDreevNA!

Софья - низкий поклон и уважение, за проделанную работу, за то, что предоставили уникальнейший материал! Какой необыкновенно - потрясающий пост! МУДРО! ОР

Дата:2014-11-22 19:17:53

Цитата Ответить

Татьяна Ь

Очень хорошая подборка! Большая работа! Спасибо Софье за интересную задумку, и просто удивительно, какое богатое получилось воплощение!
Всегда себе отмечала, что слушать Валерину философию - не лишь бездумное удовольствие, но и определенная работа мысли, пусть даже крохотная. Здорово, не имея ничего общего с человеком, получить от него моральную поддержку... или поспорить, или сформулировать что-то важное для себя...

Дата:2014-11-22 18:57:49

Цитата Ответить

Наталья

Да, все мы мечтаем найти человека, который думает и чувствует как мы. Хорошо, что мы здесь, мы вместе и, как говорит наш Любимый Артист, "в одной связке".Какие же мы счастливые, что есть Валера, есть мы, есть "такая любовь, что не отпускает"!

Дата:2014-11-22 18:22:06

Цитата Ответить

Валентина

Большое спасибо Софье! Какой же умный и мудрый у нас Артист!

Дата:2014-11-22 17:59:22

Цитата Ответить

Нелли Л

Сонечка, спасибо огромное за такую великолепную подборку!!!
Прочитала, правда, еще не всё, но уже после первых двух разделов вижу, как тщательно и кропотливо собирался материал, столько источников использовано!

Дата:2014-11-22 17:27:17

Цитата Ответить

Элеонора из 80-х

Вот это да-а-а! Потрясающе! Нет слов! Низкий поклон автору ! За любовь-результатом которой стала картина,где отдельными мазками-высказываниями вырисовывается образ нашего современника- Артиста,которому поклоняются Люди всей планеты,Артиста,жизненная философия которого учит Добру,Терпимости,Гуманности!Этот труд надо представить более широко на стр.ин-та.Очень хотелось бы,чтобы,как можно больше людей познали личность Артиста,имя которому В.Леонтьев!

Дата:2014-11-22 17:24:55

Цитата Ответить

Валентина

Согласна! Большой пример тактичности и интеллекта! Учиться и учиться у него терпимости и добру.

Дата:2014-11-22 19:37:27

Цитата

Оставить комментарий
Имя:*
E-mail:
Комментарий:*