Валерий Леонтьев: «Помнишь, были мы в том месте, где царит любовь…».
Валерий Леонтьев: «Помнишь, были мы в том месте, где царит любовь…».
Помнишь, были мы в том месте, где царит любовь,
И надеюсь, будем вместе вновь.
Там начало всей Вселенной, мысли там чисты -
И всё необыкновенно, как ты!
А. Маркевич «Ангел во плоти»
Любовь – это самое крепкое, самое сильное, самое опрокидывающее чувство, которое питает любого человека.
В. Леонтьев
Безусловно, любовь – высшая ценность духовного и эмоционального мира каждого из нас, уникальная способность и, одновременно, условие гармоничной, счастливой жизни любого человека как целостной личности. Любовь – важнейшее из жизненных благословений и опор. Одним из самых ярких жизненных событий для каждого является его первое романтическое чувство. Сколько грез, надежд, эмоций, впечатлений и переживаний с ним связано! Это удивительное состояние возникает, чаще всего, в годы юности, сосредотачивая в себе всё лучшее, на что только способно человеческое сердце. «Мы были так наивны, //Мы были так правы», всей душой веря в счастливое, безоблачное будущее рядом с возлюбленными. «Юношеская любовь бескорыстна, робка, боится показаться смешной. На ней лежит печать оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста», - подчеркивает известный психолог Евгений Ильин. [1] Первой любви и романтической привязанности абсолютно чужд какой-либо практицизм. Бурные эмоции влюбленности словно сильнейшая штормовая волна обволакивают человека. Он одухотворен, ослеплен и даже одурманен порывами нежности, страсти, мечты. В эти периоды жизни для многих из нас самыми близкими «друзьями» становятся – романтические книги, песни, стихи, лирическая музыка, любовные мелодрамы. Ведь нам так хочется найти родственный сюжет, родственную душу, понимание, поддержку, ответы на самые сокровенные вопросы. Конечно, сфера искусства здесь самый близкий «друг» и «советчик». А наиболее понятной, комфортной, доступной формой искусства является именно песня. Ведь она в удобном и понятном для восприятия варианте открывает нашим юным, неокрепшим душам идеальный, трогательный мир красоты, романтики, искренности и любви.
Вообще, я уже давно ловлю себя на мысли, что мир популярной музыки воспринимается в нашем обществе слишком однобоко. Мы привыкли, что это исключительно сфера развлечения. На мой взгляд, это не совсем так. Чем чаще и больше я соприкасаюсь с плодами творческого труда разных исполнителей, тем сильнее во мне укореняется одна, быть может, несколько своеобразная, но твердо засевшая в моем сердце, точка зрения. Позвольте поделиться с вами, моими дорогими единомышленниками, своими наблюдениями по этому поводу. Возможно, эти взгляды найдут отклик и в ваших сердцах.
С течением времени я всё сильнее убеждаюсь в том, что процесс творчества в глубинной своей сути - процесс мистический. И здесь не так важна сфера, в которой творит любой художник или жанр, в котором реализует свой талант тот или иной артист, как важен уровень таланта конкретного человека, его скрупулезность, самоотдача, внутренняя духовная глубина. Если человек, реализуясь в сфере искусства, требователен к себе, его духовный мир имеет четкие нравственные ориентиры, и он всеми силами стремится своим творчеством донести эти нравственные ценности до широкого круга людей, то у такого художника есть шанс прикоснуться к особому таинству - к миру идеального и чистого. В частности, многие крупные звезды отечественной эстрады не лишены этой возможности. В их репертуаре присутствуют песни высокого художественного и нравственного содержания. И представлены они в этом репертуаре отнюдь не в минимальном количестве. Да, большинство таких песен сугубо романтического свойства, они посвящены теме любви. Но эти песни в красивой, индивидуальной для каждого артиста, вокальной форме, повествуют нам о долговременных, стабильных, гармоничных и одухотворенных нежностью отношениях любящего мужчины и любящей женщины. Это дорогого стоит.
форзац книги Н. Денисова «Хозяйка кабаре – судьба!», 1993 г.
Ведь такие сюжеты, закрепленные в формате песни, ненавязчиво и тонко учат нас любить, прививают нашим сердцам вечные ценности доброты, гармонии, тепла по отношению к находящемуся рядом близкому человеку. Каждый артист индивидуален в своем творчестве, индивидуален подход авторов к работе с ним. Здесь учитываются личные качества исполнителя, его творческие потребности, амплуа, музыкальный вкус, вокальные данные, стиль, образ, характер, уровень харизмы. От этих индивидуальных личностных особенностей в немалой степени зависит яркость, утонченность, ценностная наполненность и содержание результатов творчества. Чем выше уровень творческой самоотдачи исполнителя и уровень его внутренней духовной глубины, тем ярче, гармоничнее, нравственнее и одухотвореннее плоды его вокального искусства. Иными словами, у каждого творческого человека, у каждого поэта, композитора, артиста и любого другого художника есть уникальная возможность прикоснуться к удивительным райским красотам Совершенства, а также поделиться увиденным и прочувствованным со своей публикой. Вопрос только в том – как творческий человек распорядится этой возможностью? Сможет ли он увидеть её, оценить масштабы открывающихся перед ним перспектив и раскрыть их впечатляющий потенциал?.. Давайте вместе посмотрим, как на протяжении 48 лет карьеры это делает Валерий Леонтьев.
Каждый день и час в шумном мире в первый раз происходит встреча чьих-то глаз,
И волшебный круг четырех сплетенных рук кажется защитой от разлук...
Н. Денисов
В репертуаре Валерия Леонтьева присутствует значительное количество песен, которые в своей смысловой основе имеют упоминание о существовании особого идеального мира, где, как утверждает сам артист: «не бывает трагических событий, печальных известий, где, просто-напросто, нет горя и слёз». «В детстве я читал много фантастики – поясняет Валерий Яковлевич. Больше всего интересовали книги, где речь шла о будущем человечества - о светлом мире без войн, лишений, страданий. Я верю в это. И на своих концертах стремлюсь погрузить зрителей в атмосферу добра, светлых чувств» [2].
Певец не просто в вокальной форме повествует об этом удивительном месте, он, как бы, ориентирует свою аудиторию на поиски этого прекрасного мира и на личное, индивидуальное созидание этого мира каждым из нас в своей жизни. То есть артист своим творчеством «прививает» нашим ищущим душам ценность мира Совершенства, ценность гармонии человеческих отношений, любви и доброты. В одном из интервью Валерий Яковлевич чётко высказал мысль о том, что «мечта о райской долине неистребима в сердце каждого человека. И у каждого это своя долина». [3] Невольно задумываешься – а что, если, и, правда, наша душа как «особая нравственная единица и духовная сущность» способна сосредоточить в себе одновременно и воспоминание, и мечту о рае?! При этом вполне вероятно, что нравственно ориентированное искусство, словно невидимый посредник между человеческим и Божественным помогает нам более остро прочувствовать это. Причём жанр в данном случае – вторичен, первичны – глубина содержания, идея и смысловой подтекст произведений искусства. Известный российский художник и искусствовед Лилия Ратнер рассматривает сферу искусства как уникальный, впечатляющий, чарующий язык самого Бога. Она утверждает, что «настоящее искусство всегда связано с Богом, все исходит из одного единого Центра, а все, что вне этого, совершенно бессмысленно». [4]
«Райская долина» (автор - Наталия Иштрикова-Артемиди)
Идеи воспоминаний и мечты о рае, о надежде на его достижение в реальной земной жизни сокрыты во многих песнях В. Леонтьева. Помните, например:
В детстве все мы жили в раю.
Он исчез, как дым, все простились с ним, я о нем пою.
Это было время любви.
Кто же скажет: где, на какой звезде, светлые сны мои? <…>
***
В этой жизни, знаешь, я верю в то,
Что есть райский сад, где часы стоят и не умрет никто.
(Р. Муратов, А. Маркевич
«До свидания, Килиманджаро»)
В некоторых песнях, исполненных артистом, идея мечты о рае раскрывается посредством использования вполне реалистичных романтических сюжетов. Наверное, каждый человек в определенные моменты своей жизни четко осознает, что рай вполне достижим даже сейчас. Меня, например, тронуло мнение популярной американской актрисы Бриджит Пейн по этому поводу. Она пишет: «Мир вокруг нас поражает. И не только масштабными вещами: океанами, закатами, Эйфелевой башней и другими подобными штуками. Ты можешь увидеть много чудесного в малом, если позволишь себе это. Настроившись на величие реальности – и природной, и рукотворной, - вы можете увеличить свой ежедневный коэффициент счастья» [5]. Действительно, как часто в круговерти суеты, под напором трудностей, мы забываем об этом. А ведь полноту любви, полноту жизни и яркость бытия можно ощутить и прочувствовать, если просто взять за руку любимого человека, посмотреть в его глаза, разделив на двоих всю красоту момента. «Свидание в Юрмале» (музыка Л. Квинт, стихи Н. Денисова) как раз и открывает перед нами красивый мир взаимной влюбленности. Валерий Леонтьев предлагает своей аудитории чуткую вокальную иллюстрацию романтического свидания, ценность которого способна преодолеть любые разногласия:
Если хмурым днем мы забудем о былом, вновь уедем в Юрмалу вдвоем,
Пряная трава и морская синева нам вернут слова "Любовь жива".
Дай мне руку, я в судьбу поверю, нашим другом стал янтарный берег.
Подарило это лето нам с тобой свидание в Юрмале, в Юрмале, в Юрмале...
(Н. Денисов)
Оптимизм артиста, его искренность, вложенная в песню нежность, учат любви, пониманию, изысканности отношений, ориентируют на высокий идеал взаимной нежности любящих людей. Именно такие идеальные модели долговременных отношений, сокрытые в «сердцевине» романтических песен Валерия Леонтьева, позволяют нам увидеть райскую гармонию любви в её перспективе абсолютно для каждой влюбленной пары. Найти этот «рай для двоих» способны очень многие люди. Ведь в душе каждого человека заложены и способность к любви, и «мечта о райской долине». Сфера искусства как ни что другое позволяет нам осознать во всей полноте красоту жизни, её яркость и ценность. Часто именно в искусстве песни мы можем усмотреть идеалы человеческих отношений, с помощью её мелодизма и щемящих сердце поэтических метафор ощутить хрупкость романтических чувств, настойчивость, одухотворенных мечтой, человеческих стремлений, масштабы порывов к идеалу:
Расскажи что-нибудь о любви
Что-нибудь новое, чем-нибудь удиви.
Напиши белым на облаках
О чём-то щемящем таком, настоящем
Чего не удержишь в руках…
(Г. Привалов «Петербург»)
Идейная привлекательность таких сюжетов, их одухотворенность усиливает ценность любви как таковой, помогает настроиться на волну созидания и осознания того, что любовь – это не просто приятная эмоция и романтическое переживание непреодолимой силы, но и огромный труд, где участвуют двое, труд созидающий, терпеливый и постепенный. Труд во имя взаимного счастья друг друга. В любви важно все: сила энтузиазма, мотивы, цели, готовность к разумной жертвенности во имя благополучия любимого человека, взаимное стремление влюбленных к совершенствованию себя, своего характера, ритма жизни для того, чтобы нашим любимым с нами было хорошо, тепло и комфортно. Во многом именно от уровня нашего стремления, от нашего деятельного участия, от нашей личной способности к работе над собой зависит наш положительный результат. Потенциал к такой созидательной деятельности во имя любви заложен в душе каждого человека без каких-либо исключений. Ориентиры и идеи мы обретаем в сфере искусства, в сфере духовности и, даже, из самой жизни. Препятствия и сложности на пути к этому тоже заключены в нас самих: в нашей личной убежденности, напористости, в трудно преодолимой и сковывающей неуверенности в себе. А ключ к личному счастью сокрыт в уровне нашей готовности к самосовершенствованию. Очень важным, с этой точки зрения, и мотивирующим посылом выступает известный афоризм поэта Николая Заболоцкого, упомянутый Валерием Леонтьевым в одном из интервью: «Душа обязана трудиться». А трудиться душа может только в двух направлениях – в направлении любви и творчества, обращая свои усилия в сторону совершенства. Артист в беседе с журналистами часто затрагивает эту тему и преднамеренно подчеркивает: «Совершенство – это некий абсолют, это фикция, к которой мы стремимся, это мечта. Совершенства невозможно достигнуть хотя бы потому, что само совершенство не имеет пределов. Мы просто делаем попытки приблизиться к этому состоянию. Но мы его никогда не найдем, не поймаем. Может быть завтра будет кто-то совершеннее гораздо, чем те, кого ты видишь сегодня». [6] Быть может и так. Но все мы так или иначе стремимся к этому совершенству, потому что мы жаждем гармонии – гармонии друг с другом, гармонии с окружающим нас миром. Это наша глубочайшая потребность, от уровня удовлетворения которой зависит качество нашей жизни.
Еще одно оригинальное творческое прикосновение к идеальному миру взаимной любви артист осуществляет при исполнении песни П. Аедоницкого и А. Дементьева «Наша любовь», которая украсила его репертуар в далёком 1980 году. Валерий Яковлевич подарил нам редкую мужскую версию легендарной лирической композиции:
Я люблю тебя! Мой голос замер.
Верю, что года признаний не остудят.
Как прекрасно всё, что было с нами,
Как прекрасно всё, что с нами будет…
(А. Дементьев)
Артист тонко чувствует психологию своих лирических героев, наполняет сюжетную линию каждой песни живыми образами и яркими характерами. А своим вокальным искусством он придает романтическим сюжетам исполняемых песен уникальные оттенки новизны.
Я люблю тебя,
Смотри, восходит в небе солнце молодое.
Я люблю тебя,
И даже небо стало вдруг еще просторней.
Я люблю тебя,
Тебе протягиваю сердце на ладони.
Я люблю тебя,
Я так люблю одну тебя.
Что для нас теперь грома громыханье,
Что для нас теперь долгие года,
Ты моя мечта, ты мое дыханье,
Ты вся жизнь моя, песня навсегда.
Над землей любовь распахнула крылья,
Радостный рассвет в трубы протрубил,
Это мы с тобой, мы любовь открыли,
И никто до нас на свете не любил.
(Р. Рождественский)
«Я люблю тебя» (музыка Е. Крылатова – стихи Р. Рождественского) - яркий эпизод в творческой жизни Валерия Леонтьева. Песня, записанная специально для фильма 1985 года «Не ходите, девки, замуж» (реж. Е. Герасимов), стала одной из самых любимых у ценителей таланта артиста. Безусловно, своей актуальности она не потеряла до сих пор.
Хочется подчеркнуть, что Роберта Рождественского на столь тонкую любовную лирику неизменно вдохновляла его муза, подруга жизни, супруга – Алла Киреева. Их старшая дочь Екатерина Рождественская в своих интервью часто вспоминает: «Отец не мог пройти мимо мамы, чтобы не поцеловать её, не обнять, не шепнуть на ушко: «Я тебя люблю». Все стихи отца были посвящены маме. «Мы совпали с тобой», — писал он, и я понимаю, что такое «совпасть». Он безумно любил маму и нас с сестрой, эта любовь накрывала меня как облако. Таких людей, как папа, я больше никогда не встречала» [7].
Но когда слушаешь эту песню, невольно отстраняешься от реальности, и воображение увлеченно рисует романтическую легенду, в которой словно нежный цветок раскрывается самое богатое и самое таинственное чувство на земле. Песня, посвященная неувядающей любви, будто бы олицетворяет непогрешимость, вечность и ничем не омрачённую красоту утраченного человеком в самом начале земной истории Эдемского сада.…
В этом контексте хочется упомянуть об удивительном дуэте Джордано и Морганы, исполненном Валерием Леонтьевым и Ларисой Долиной (муз. Л. Квинт, ст. В. Кострова). Этот дуэт вполне можно рассматривать как самостоятельное, логически завершенное произведение безотносительно к рок-опере как таковой. До глубины души впечатляет вариант его исполнения 1991 года, когда в сценическом оформлении дуэта используется цирковой прием полёта. Валерий Леонтьев и Лариса Долина правдиво, артистично и бережно воссоздали на сцене оригинальную романтическую ситуацию, навевающую ассоциации с легендарным библейским сюжетом. Они смогли наполнить этот вокальный номер искренностью, нежностью и благоговением не только перед Творцом, но и перед чувством любви как первоначальным смыслом, целью и благословенным образцом гармоничных взаимоотношений мужчины и женщины:
Говорили Иегова, Христос и Аллах
О жемчужной росе на алмазных полях,
Но прекрасней, чем яблоки в райском саду
Небосвод, где звезда полюбила звезду…
(В. Костров)
Здесь впечатляет всё: и сказочная музыка, зовущая в мир непогрешимого Эдема, и глубокая, уникальная по своей художественной выразительности поэзия, и духовная идея сюжетной линии, и великолепный вокал артистов, гармонично сочетающийся с их внешней красотой и обаянием. Они будто бы раскрывают перед нами сокровенную тайну творения и её главный смысл – «тяготенье любви». Слушая эту арию, невольно вспоминаешь великие, таинственные, вызывающие множество споров, но всё же нетленные в веках строки: «Тогда сказал Бог: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, чтобы властвовал он над рыбами, в воде живущими, и птицами, под небом парящими, над всяким живым существом… И сотворил Бог человека по образу Своему, по Божию образу сотворил его – мужчину и женщину – обоих Он сотворил». (Быт. 1:26-1:27). Кто знает, быть может, мы – люди храним образ и подобие Творца в особых, уникальных способностях души и интеллекта – в способностях к творчеству и в способностях к любви…
Да, в момент соприкосновения с подлинным искусством, человеческая душа, несмотря на всю противоречивость и тяготы нашей реальной жизни, подпитывается сильнейшей энергией успокоения, тепла, гармонии, незримого Божественного присутствия, вечности и совершенства.
Наверное, практически каждому человеку свойственно либо осознанное, либо бессознательное стремление к идеалу, мы все в глубине души мечтаем об абсолютном, бесконечном, ничем не омраченном счастье и в этом счастливом мире главенствующую роль играет именно любовь. В одном из интервью Валерий Леонтьев очень тонко обозначил важную истину: «О любви нельзя сказать, что она состарилась. Она или существует, или нет. Любовь не стареет и не изнашивается. Изнашиваются инстинкты, а вот это состояние горения, оно – нет. Человек или пылает, или погасает» [8].
Похожее стремление к совершенным чувствам, но в абсолютно в ином художественном оформлении присутствует в другом вокальном шедевре артиста - в песне Г. Татарченко на стихи Ю. Рыбчинского «Мираж любви»:
Мы часов не замечали, когда любили,
На свете не было печали,
Смеялся мир в глазах твоих. <…>
И нам казалось, тогда нам казалось
Жить нельзя без любви... мираж.
Нам казалось нежность
Будет с нами вечно... мираж.
И неслась карусель земли для нас,
Он сиял для нас -
Мираж надежд, мираж любви.
Судьба, спасибо за это чудо,
И только жаль не навсегда...
Ю. Рыбчинский
«Любовь» (автор - Юлия Герасимова)
Чуткое творческое прикосновение Валерия Леонтьева к этому романтическому произведению произошло в 1983 году. Его сильный, эмоционально насыщенный вокал, с одной стороны, подчеркивает притягательность мечты о совершенных, гармоничных, долговременных отношениях, а с другой – ярко выражает протест лирического героя против несправедливости внезапного расставания, драматизма жизни и разрушения мира грёз.
Притягательными, оптимистичными иллюстрациями взаимного счастья, ласки, гармонии отношений влюбленных, их всепоглощающего наслаждения жизнью и друг другом являются, например, молодежные, легкие для восприятия, танцевальные песни «Лето любви», «Берег любви» (музыка В. Евзерова, стихи Н. Денисова) «Солнечный пляж» (музыка и стихи С. Кулеминой), «Рио-Гранде» (музыка К. Брейтбурга, стихи К. Кавалеряна). Высокая энергетика, страстная натура артиста, его обаяние, чувство ритма, профессионализм, искренний и неизменный интерес к новым музыкальным направлениям, постоянный поиск новых творческих предложений и решений, готовность к любым экспериментам позволяют ему быть творчески мобильным, открывать неожиданные и притягательные для зрителей стороны своих актерских возможностей. Зажигательные, традиционные для современной поп-музыки песни по-особому украшают репертуар Валерия Леонтьева. Игривые и легкие сюжеты таких песен интересны разновозрастной аудитории ценителей его таланта. Такие песни позволяют отдохнуть и расслабиться. В образы своих лирических персонажей в данном случае артист привносит еле уловимые оттенки взбалмошности, обогащающие эти образы яркими чертами характера.
Говоря о сотрудничестве с народным артистом России в интервью для нашего сайта, Николай Денисов однажды сказал: «Валерий позволил себе роскошь не меняться с годами, быть верным своему яркому и загадочному сценическому образу, не «суетиться» в шальном мире современного шоу-бизнеса, а по-королевски проходить сквозь него. Поэтому Валерий Леонтьев просто обречён на армию постоянных поклонников». [9]
Валерий Леонтьев умеет очень точно определить необходимый баланс между песнями разной идейной направленности и в оптимальном сочетании соединить их в рамках одного шоу или одного альбома. Он одинаково результативно способствует тому, чтобы зрители полноценно отдохнули, окунувшись в легкую танцевальную музыку, или прочувствовали душой красоту нежной, романтической песенной лирики, или же осознали духовную глубину жизни, когда к тому располагает соответствующая творческая атмосфера. А иногда ему удается удивительным образом сочетать все эти компоненты в одном вокальном номере. Например, «Воздушные замки» (музыка (Ю. Лисовченко, русский текст С. Алиханова) – яркий и запоминающийся элемент репертуарной коллекции артиста. Песня неординарна. С одной стороны, это пример легкой, оптимистичной, танцевальной поп-композиции, а с другой – в ней присутствуют оттенки достаточно глубокого восприятия любви. В этом заключена самобытность песни, её загадка, её смысловой подтекст:
Воздушные замки плывут вдали,
Уносят нас в завтра и в небо от земли
Легки так сегодня шаги твои -
Лети, ты свободна и в счастье, и в любви. <…>
Ты услышишь, нам шепчут кроны
Золотой листвой
Бесконечно нежно влюблённый навсегда я твой
И любовь так внезапно
Мне дала два крыла
Наш воздушный замок в небе ты создала.
Воздушные замки плывут вдали
Уносят нас в завтра и в небо от земли
Легки так сегодня шаги твои -
Лети, ты свободна и в счастье, и в любви <…>
(С. Алиханов)
В комфортной форме Валерий Яковлевич помогает нам увидеть в сфере поп-музыки чёткие ориентиры на любовь созидательную, крепкую и взаимную. Песня вновь открывает перед нами идеал любви - любовь совершенную и окрыляющую. Артист, как бы, напоминает нам, что человеческая личность свободна в своих поисках, что человек призван к любви. Это смысл существования, который предполагает для каждого любящего высокий уровень самоотдачи и личного участия в созидании романтических и близких отношений. Артист утверждает: «Быть может, кто-то и не поверит, но любить самому намного легче и приятнее, естественнее и желаннее, чем быть любимым другими. Ведь если со способностью любить человек рождается, это великий, врожденный инстинкт, то умению быть бесконечно желанным, не причиняя любящим ни страданий, ни разочарований, приходится учиться всю жизнь» [10]. Делясь с нами своим творчеством и глубиной своего мировоззрения, Валерий Леонтьев ориентирует нас на тонкое, чуткое и ответственное восприятие любви. Говоря о целях своего творчества, артист подчеркивает: «Я хочу растормошить человеческую душу и соскоблить с неё копоть будней. Моё назначение – нести то, что у меня в душе, в другие души».
Творческий процесс – очень утонченная сфера, он уникален по своей сути, окутан ореолом созерцания, пронизан идеей неуспокоенности и поиска. Это длительный процесс. В нем наблюдается четкая закономерность: чем ответственнее и скрупулезнее художник относится к своему творчеству, тем масштабнее и ярче его творческий результат. И в этом смысле Валерий Леонтьев не просто артист, а настоящее явление в поп-культуре. Это личность, которая на протяжении всей творческой карьеры модернизирует и расширяет жанр отечественной поп-музыки, выводит его на новый уровень развития. Его трепетное отношение к творческому материалу, с которым он работает, высокий уровень личной ответственности перед зрителями, позволяет преобразовать жанр поп-музыки в нечто большее – открыть нам возможность через комфортные, понятные формы популярного вокального искусства созерцать вечное. Искусствовед Виталий Вульф, оценивая вклад Валерия Леонтьева в развитие отечественной эстрады, однажды подчеркнул: «Он стал сегодня одним из самых замечательных певцов на нашей эстраде и одним из самых замечательных людей, потому что сегодня как раз инфляция личностей, инфляция людей очень ощутима. Сегодня любой – самый подготовленный, самый неподготовленный зритель тянется к тому, где он чувствует, что на эстраде человек, у которого есть что-то за душой, что-то свое – своя тема, свое отношение к делу, свое искусство» [11].
Искусство – одна из уникальных форм духовной деятельности, сфера особых духовно-ценностных ориентиров. В нем воедино сплетаются талант, профессионализм, художественный вкус и глубинная нравственная составляющая личности. Валерий Леонтьев – человек с колоссальным жизненным и профессиональным опытом, высочайшей эрудицией и богатым духовным миром, что естественным образом отражается на его репертуаре. Возможно поэтому он сознательно, с чувством ответственности обращается к духовно-ориентированным песням.
Например, такие его работы, как «Миллионы ангелов» (муз. и стихи Ю. Чернавского), «Падаю в небеса» (муз. С. Корнилова, стихи Л. Соколовой), «Ангел во плоти» (муз. Г. Привалова, стихи А. Маркевича), «Бродяга» (муз. А. Морозова, стихи А. Поперечного), «Вечность» (муз. М. Штерева стихи Ш. Банкова), «Роза на льду» (муз. A. McBroom, стихи М. Герцмана), «Сколько лет, сколько зим» (музыка и стихи Ю. Янькова) способствуют творческому осмыслению артистом, а вслед за ним и публикой таинства Божественного присутствия в нашей жизни. Ведь если мы внимательно и не спеша послушаем эти замечательные песни, то почувствуем, насколько их сюжеты и музыкальные темы близки к миру Совершенства. В сюжетных линиях этих песен сами ангелы способствуют укреплению отношений влюбленных, своей небесной силой они оберегают тонкий, хрупкий романтичный мир двух любящих людей, помогая им сохранить и приумножить свои чувства. Красивые по своей художественной выразительности и крепкие в своей духовной силе метафоры такой песенной лирики, усиленные яркой музыкой и высокой энергетикой вокального искусства Валерия Леонтьева, помогают нам всей глубиной души прочувствовать масштаб силы притяжения Божественного мира и осознать всецелое желание Небесных Сил помочь людям сделать жизнь на Земле долгой и по-настоящему счастливой:
Я падаю в небеса, я радуюсь чудесам,
Я снова тебя зову, в те дали, где я живу.
Я падаю в небеса, и ангелов голоса
Поведают сердцу вновь, как открыть мне дверцу в твою любовь.
(Л. Соколова)
***
Ты вошла и ты опять со мной,
Белый ангел входит за тобой,
Он всегда охраняет нас от чужих и недобрых глаз.
Обними меня, я жду тебя давно, посмотри в окно.
Миллионы ангелов, миллионы ангелов устилают крыльями белую дорогу в небо для нас.
Сколько б ни любили мы, сколько б ни любили мы все равно твоей любви не хватает мне сейчас.
(Ю. Чернавский)
Образы неба, мира ангелов, самого Господа появляющиеся в этих песнях пробуждают и развивают в нас добрые чувства, чувства искреннего доверия Богу, Его мудрости и силе, Его отеческому желанию помогать нам созидать любовь и гармонию в жизни, преодолевать трудности и препятствия, встречающиеся на жизненном пути, видеть впереди свет надежды на лучшее будущее. Это очень важно для каждого человека – чувствовать, что ты в этом мире не один, что сила Божьей любви всегда рядом с тобой. Песни, которые помогают всерьез задуматься об этом – очень большая ценность для отечественной популярной музыки. Они вдохновляют нас, укрепляют и помогают каждому постепенно строить мир гармонии и счастья в своей жизни, в своей семье, в кругу своих самых близких людей, они излечивают душу, питают её «живительными водами» духовно-ориентированного искусства. Давайте послушаем эти замечательные песни, вдохновимся их силой, удивимся сокровенностью сюжетов, характерами героев, красотой голоса артиста, а иногда даже медитативным эффектом вокальных интонаций, используемых Валерием Леонтьевым при исполнении некоторых из них.
Эссе подготовлено JuliD*S специально для сайта «Дельтаплан».
Для подготовки эссе были использованы следующие дополнительные источники и вспомогательные материалы:
1. Е. Ильин «Психология любви». – СПб.: Питер, 2018. – С. 63.
3. В. Леонтьев. Интервью для программы «Яблоко раздора», 2016.
4. Л.Н. Ратнер «Искусство: язык Бога. От античности до авангарда. – М.: Никея, 2018. – С. 13.
5. Бриджит Пейн «Как искусство может сделать вас счастливее», 2018. – С. 14.
6. В. Леонтьев Интервью для программы «О шестой жизни и не только», 2003.
8. В. Леонтьев. Интервью для программы «Формула любви», ТК «Интер», 2009.
9. Интервью Н. Денисова для сайта «Дельтаплан», 2011.
11. В. Вульф. Комментарий о творчестве В. Леонтьева для программы «Субботний вечер», ТК «РТР», 1997.
Выражаем сердечную благодарность Наталии Иштриковой-Артемиди и Юлии Герасимовой за разрешение использовать их красивые творческие работы для иллюстрирования этого материала, а также всем гостям и друзьям сайта за редкие фотографии артиста.
До новых встреч, до новых разговоров о любви!
С теплом и уважением, JuliD*S & администрация сайта «Дельтаплан».