Часть вторая:
О концертах, съемках и творчестве: "Если бы я пел одни медляки, публика задавила бы друг друга на выходе"


- В прошлом году, когда канал НТВ показал о Вас документальный фильм "Книга судьбы", у нас на сайте это вызвало довольно много обсуждений и отзывов. И в большинстве своем люди писали, что им понравились только концертные номера - Вы, как я помню, тоже говорили, что когда отсмотрели монтаж своих выступлений, остались довольны. А конечный результат Вас порадовал? Ведь в фильме не обошлось и без тех моментов, которые так волнуют желтую прессу...

Валерий Леонтьев:Конечный результат все же лучше, чем ничего. Лучше в том плане, чем, например, фильм "Утерянный смех", который сделал канал "Интер". Ведь там получилась передача, к концу просмотра которой мне очень хотелось повеситься... Настолько она была безрадостной и жизнь моя вызывала только одно сочувствие, больше ничего. Какие-то бесконечные трущобы, нищета, холод, голод, какие-то развалины... И я смотрел и думал, когда же начнется та часть фильма, где пойдет какой-то позитив - где будет показана моя сегодняшняя жизнь, мои концерты, какие-то фрагменты из тех или иных передач красивых и удачных, из фильмов, где я когда-то мельком засветился... Ничего этого не было! Было угрюмое перебирание этого тяжелого и серого периода жизни, которое так и не кончилось к окончанию программы...

- Но может быть режиссер хотел показать, через какие трудности Вам пришлось пройти, перед тем как пробиться на большую сцену?...

Валерий Леонтьев:Существует и такая версия. Многие люди, в частности живущие на Украине, потом говорили мне: ну и хорошо, что так! Хорошо, что в этой передаче не было глянца и парадности - вот, мол, какой ты теперь! Зато люди поняли, что из этого дерьма можно выбраться.. Не знаю, может быть и так...



А что касается "Книги судьбы" - ну ничего, на протяжении того эфирного времени, что им было отпущено, да плюс еще это все же была музыкальная программа, для которой мы отсняли 12-15 песен - на мою жизнь им оставалось совсем немного. Ну проскочили они какие-то основные вехи, не драматизируя - уже хорошо. Во всяком случае, мне показалось, что это была одна из удачных программ последних лет. Тем более, что их было-то совсем немного.

- А как Вы считаете, удалось хотя бы одному из режиссеров, которые снимали все эти документальные фильмы, показать Вас таким, какой Вы есть на самом деле?

Валерий Леонтьев:(задумался) Наверное, все же нет... И в этом даже не их вина, потому что я не перед одной камерой не предстаю таким, какой я есть на самом деле. Не потому что не хочу, а потому что не могу. Вот сижу перед камерой и веду себя так, как могу вести на этот данный момент. Потом камера уходит, а я начинаю переживать - а чего это я рассказывал, чего там делал... А может надо было не так? А как...? Короче говоря, уже проехали...

- А если бы Вы сами снимали про себя фильм, каким бы он получился?

Валерий Леонтьев:О, наверное это был бы фильм о человеке, который не имеет ничего общего со сценой! Герой совершенно был бы лишен пафоса, каких-то эмоциональных эскапад, каких-то огромных выбросов энергии - ничего бы этого не было. Наверное, это были бы какие-то бесконечные размышления, в которых зритель в конце концов запутался бы и уснул. (смеется) Поэтому лучше самому о себе фильмов не делать!



- Довольно много вопросов пришло к нам на сайт по поводу Ваших фотосессий. Поклонники частенько обсуждают и концертные и студийные снимки и отмечают, что везде Вы получаетесь совершенно разным...

Валерий Леонтьев:Да? А мне наоборот кажется, что я работаю на фотосессиях в каком-то узком эмоциональном диапазоне и что все они, в общем-то, более или менее одинаковые...

- Не знаю, не знаю - у Ваших поклонников мнение противоположное. В связи с этим вопрос: откуда возникают все эти идеи и образы - сами придумали, где-то подсмотрели, кто-то подсказал?...

Валерий Леонтьев:Эти образы диктует мое сегодняшнее состояние, мое настроение... Исключая те моменты, когда задачу передо мной ставит фотограф и просит быть таким-то. А вообще не люблю эту работу. Не люблю фотографироваться, не люблю сам этот процесс, потому что, мне кажется, он все равно какой-то... полуживой. Допустим, если бы я двигался, ходил, выполнял какую-то работу и в это время проходила фотосессия - это еще куда ни шло. А тут, понимаете, нужно замереть... Даже сегодня нужно быть статичным на фотосессиях, когда уже техника съемки продвинулась так далеко. И тем не менее фотографу предпочтительнее, чтобы модель была статичной. Ну хоть в половине кадров.





Я уж не говорю о 80-х, когда был очень хороший фотохудожник Игорь Гранковский, который делал мои плакаты в период работы с Раймондом Паулсом. Помните, был плакат - я в шляпе и с тростью? Так вот, если я просил - "Игорь, я хочу быть в движении!" Он говорил: "Да, двигайся, но только вот так застынь!" "Слушай - говорю - может мне подпрыгнуть и повисеть?!", он буквально чуть ли не требовал подпрыгнуть и зависнуть! Не мое это... Моя работа - это движение. Поэтому я не люблю фотосессии. Последняя моя фотосессия состоялась три года назад. Все эти три года мой директор Николай Кара правдами и неправдами пытался загнать меня в студию на фотосъемку. Наконец мне пришлось это сделать, потому что он мне просто объявил - кончились плакаты, нечего вешать на забор! Не говоря уже о том, что нечего дать в журнал, не из чего сделать буклет - короче говоря, пошел! И, как мне показалось, был высокий процент выхода полезной продукции. Обычно из всей фотосессии набираешь три удачных снимка.. Ну пять от силы... И то хорошо. В этот раз получилось не меньше двенадцати. Хотя, это зависит от степени требовательности к себе - для кого-то там будет тридцать удачных фотографий, а для меня десять.

- Хотелось бы спросить по поводу конкретного снимка. Помните, пару лет назад один из журналов опубликовал фотографию, где Вы в окружении манекенов? Когда мы ее повесили на сайте, мнения у людей были конечно разные! Кто-то писал - "Как же это так, Народный артист и без штанов!", а кому-то наоборот понравилось - мол, ай да Валера, всегда знает, чем удивить поклонников...

Валерий Леонтьев:Ну в этом был какой-то китч! Уж не знаю насколько он оправдан, да и требует ли какого-то оправдания. Среди манекенов точно такой же манекен - только живой, теплый, двигающийся... Двое раздеты, а этого еще не успели одеть, или еще только раздевают... Идея была именно такая - манекен среди манекенов.

- Вы это сами придумали или увидели где-то?

Валерий Леонтьев:Я даже не знаю, может в голове отложилось какое-то впечатление или воспоминание какое сработало. Мы делали фотосессию и я увидел, что на студии на складе целый угол завален манекенами. Я говорю - о, а чего это они без дела валяются, давайте ставьте! И я третьим буду!

- Но когда Вы давали эту фотографию в журнал, какие мнения ожидали услышать? Понимали же, что будут разные?...

Валерий Леонтьев:Конечно понимал! Но я думаю, что прежде всего это энергично, смешно и надеялся, что меня поймут. И на фотографии увидят манекенов - двух голых и третьего полураздетого. Ну, значит кто-то так и не прочитал этих мыслей...



- Перейдем к творчеству. Пару месяцев назад у нас на сайте проводился опрос - какие песни из прошлого люди хотели бы слышать в Вашем концерте. Поклонники очень активно начали составлять списки своих предпочтений и, надо сказать, что в основном это были драматичные песни - Мэрилин, Вчера, Вне сюжета и подобные им... Скажите, если бы Вы не зависели от зрителей, от кассовых сборов, телеэфиров - какие песни были бы в Вашем концерте?

Валерий Леонтьев:Конечно в концерте было бы больше драматических баллад, чем сегодня. Я сам их люблю. Но, понимаете, когда начинаешь громоздить одну трагедию на другую, они обесцениваются и теряют эту уникальность своего воздействия. Поэтому много нельзя. Вот поверьте, если бы я спел одну за другой десять таких песен, то на одиннадцатой выстроилась бы маленькая очередь из зала на перекур, а на двеннадцатой она бы стала побольше, а на пятнадцатой люди затоптали бы друг друга на выходе! Клянусь вам! Но это только во-первых. Во-вторых, я люблю энергичные танцевальные песни и с удовольствием делаю их - для этого существует мой балет, с которым я тоже очень люблю работать. В третьих, потребность в медленных драматических балладах сегодня на телевидении и на радио сведена к нулю. Потому что когда меня приглашают в ту или иную музыкальную программу, первое что я делаю - это предлагаю редактору свой новый медляк. На что мне тут же поступает ответ - нет, знаете, это не в формате нашей программы, нам нужен какой-нибудь энергичный номер, желательно с балетом! На этом все и кончается... Таким образом, песни, которые у меня выходят в эфир - в основном танцевальные номера. И, если потом в концерте я пою что-то новое, то для публики это большая неожиданность - они эту песню не знают, потому что на телевидении она не звучала. Вот в таких условиях мы сегодня находимся...

- Но бывают ведь и другие примеры, когда Вы поете в концертах новую песню и публика ее сразу же принимает "на ура", независимо от того, слышали они ее раньше или нет. А потом, через месяц-другой она исчезает из программы, как например та же "Солнечная женщина" или "Границы-заграницы". И поэтому поклонники интересуются - по какому принципу Вы выбираете песни, которые уходят "в корзину", чем руководствуетесь...

Валерий Леонтьев:Терпение кончилось! (улыбается) Взял песню, запел - что-то в ней пленило меня, дух какой-то или может строчка, интонация... Стал петь, думал, что найду в ней какие-то другие черты, наслою - знаете, как снежный ком - накатаю-накатаю, сам придумаю в ней что-то, она заживет и... все получается наоборот. Теряешь даже ту маленькую прелесть, которую нашел в ней поначалу, за что ее и взял... Потому и выбрасываю.

- А те песни, которые идут в корзину, еще не дойдя до слушателя - по этой же причине там оказываются? Например, "Дежавю" - у поклонников она вызывает только хорошие отзывы, а в концерте ее так и не было. Записать Вы ее записали, но почему-то так и не стали нигде показывать...

Валерий Леонтьев:Вообще-то мы писали ее для какой-то телевизионной программы... (задумался) А вообще ни для чего мы ее писали! Мы писали ее потому, что приехал Чернавский в Москву для осуществления какого-то своего проекта, а заодно принес мне эту песню. Я Юру уважаю во всех его творческих проявлениях и, когда он показал мне эту песенку "Дежавю", то сказал - "Давай запишем!" - "Ну давай! А для чего?" - "Да ни для чего, просто так..." Записали, послушали, полежала она месяц... Потом еще раз перепели. И так как-то никуда и не пошла.

- А жаль. Поклонники на служебках не раз обсуждали, почему Вы ее не поете в концертах. Хорошо хоть на альбоме выпустили...

Валерий Леонтьев:На альбом сбросили, дабы доложить тем, кто следит за мной и за звукозаписью, что вот оно было! (смеется) А так, не нашла она себя ни в концерте, ни на телевидении... Мы с Карой тут на днях сидели и думали - может "Дежавю" перепеть как-то, сделать поживее, пободрее, помоднее по звуку... Посидели и разошлись опять ни с чем.




- А, кстати, можно было бы сделать интересный номер для тех же "Огоньков". Ведь, судя по Вашему графику, в этом году Вы не особо балуете нас своим появлением на голубом экране... Поклонники уже начинают подумывать, чтобы вообще не включать телевизор, раз уж Вас там не будет...

Валерий Леонтьев:А что делать, если с песенным материалом просто катастрофа! Еще месяца за два до Нового года, когда уже были назначены съемки, телевизионные редакторы стояли на своем - давай бодрячок с балетом!!! Нету... Нет достойной танцевальной музыки. Рифов-то танцевальных полным-полно (изображает ритм): ту-ду пу, ту-ду пу, ту-ду пу... Но на это "ту-ду пу" все же нужна какая-то яркая мелодия, хоть строчка талантливая, вокруг которой можно накрутить все остальное. Как например: (напевает) "Маргариииита!" и поехали... И все, вокруг этого уже все накрутилось, вокруг трех нот. Но, нету, большая беда. Поэтому я начал обзванивать композиторов. Звоним Чернавскому - "Юра, чего-нибудь роди, пришли!" - "Да, старик, понимаешь, я тут мюзикл пишу"... - "Ну так слушай, и пиши себе этот мюзикл, ты пришли мне из него какую-нибудь классную тему, я здесь с ней познакомлю публику и тебе уже будет легче!" - "Ну вот я подумаю"... Но с Юрой всегда так, к нему надо ехать, брать его в кулак и выбивать... А по телефону, по скайпу - это вряд ли..

- А что касается "мировых хитов" - у Вас они довольно хорошо получаются, почему бы еще не записать парочку?

Валерий Леонтьев:Ну, понимаешь, пора бы уже и честь знать... Они же уже скоро вытеснят мой собственный репертуар! Я делаю мировой хит, поскольку это связано с условиями "Новой волны". Первый год, когда появился этот день, был "Кондор", на второй я записал "Аморе но", на третий "Фанкитаун". Значит уже три! Кроме того, у меня еще есть "Ярмарка" - это уже четыре песни не на русском языке. Если и в следующем году будет мировой хит- слушайте, это уже пол-отделения не моих песен и не по-русски. Это уже опасно, по-моему, это перебор...

- Не знаю, как насчет перебора, но поклонники каждый год в восторге. И от костюмированных номеров, которыми Вы, будем говорить начистоту, явно выделяетесь среди своих коллег, и от исполнения самих песен. Например, когда Вы записали "Аморе но", многие тут же решили вспомнить, как ее пел Челентано. Послушали, сравнили и сказали - "О, у нашего-то лучше получилось!"



Валерий Леонтьев:Ну я себе никогда и не ставил задачи повторить или сделать лучше... А насчет номеров - мне тоже они очень нравятся, особенно "Кондор". Я и песню эту очень люблю и номер получился удачный и красивый. И зрители его любят тоже.

- А Вы сами выбирали эти "мировые хиты" или это делал режиссер "Новой волны"?

Валерий Леонтьев:Сам! Ну как сам - "Кондора" я придумал, "Аморе но" тоже сам, а что касается "Фанкитаун", то еще задолго до летнего отпуска, до "Новой волны", я бросил в коллективе клич - "Ребята, у кого в голове что есть, давайте! На тему "мировой хит"!" И мне понесли свои идеи - от "Битлз" до Далиды, все что угодно... А Андрюха Азаров (администратор коллектива В.Леонтьева - прим. автора) говорит - "А вот, у меня есть "Фанкитаун"!" Я послушал - "У, так я ее пел в начале 80-х!" Так что это был для меня практически родной материал, я записал ее еще до отпуска и был совершенно спокоен. А в отпуске делался номер. Что будет дальше - не знаю. Я в своей жизни не пел еще блюз и буги-вуги. Надеюсь, что когда-нибудь все же спою...

  Читать третью часть



www.leontiev.com
Внимание! Вы можете прочитать комментарии читателей на данный материал или оставить свой - смотреть/оставить комментарии